Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

Aliexpress INT

 

  Aliexpress INT

Повторение изученного в 5—8 классах

 

§ 5. Предложения с обособленными членами

32. Какие члены предложения называются обособленными? Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Аргументируйте постановку запятых. Найдите уточняющее обстоятельство и вводные слова. • Объясните правописание суффиксов причастий.

    1. Офицеры приезжавшие из армии рассказывали подробности героических боёв русских войск на подступах к Смоленску и при защите самого города. (Л. Раковский) 2. В горнице на белом, прибра(н, нн)ом столе шумел ведёрный самовар весело с..явший надрае(н, нн)ыми боками отражая в них пёстрое окружение конфет печенья бубликов. (Е. Носов) 3. Она молча подала мне свою руку ещё дрожавшую от волнения и испуга.5 (Ф. Достоевский) 4. С моря дул влажный холодный ветер разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста пр..брежных кустов. (М. Горький) 5. Я мог выйти скажем из своей будки и пойти на берег моря. (А. Битов) 6. Она танцевала страстно с увлечением и вальс и польку и кадриль угорая от музыки и шума мешая русский язык с французским картавя смеясь и не думая о муже (ни)(о)ком и (ни)(о)чём. (А. Чехов)

33. Прочитайте. К какому историческому времени относится изображённый в отрывке эпизод? Как вы это определили? Запишите, обозначив графически причастные и деепричастные обороты. Объясните условия их обособления/ необособления. • Найдите устаревшие слова. Какую роль они играют в тексте? • Объясните выделенные орфограммы.

    Лихой конь донёс его до белокаменной легко и споро. Ещё не были заперты врата детинца*, ещё встречались то тут, то там едва различимые в темноте люди, ещё светились в домах жёлтые слюдяные оконца.

    Никем не задержанный и даже не окликнутый проехал Данила Феофаныч в кремник*, никем не узнанный приблизился к тыну великокняжеских хором и только перед высокими, наглухо запертыми воротами остановился. Стучать в створы, дабы не привлекать лишнего внимания, он не стал, а, приподнявшись в седле, нащупал скрытое в застрехе* вервие*, о коем было ведомо только своим, и чуть заметно дёрнул его. Тихий звон колокольца донёсся из-за ворот, и вслед за тем неторопкие шаги сторожа прошуршали по снегу. <...>

    Скрипнул тяжёлый кованый засов, створы ворот шевельнулись и медленно разошлись в стороны. Явившийся перед Данилой Феофанычем привратник взял коня под уздцы.

(С. Николаев)

34. Прочитайте. Определите тип текста. Выделите графически причастные обороты. Какие из них обособлены и почему? • Выполните морфологический разбор одного действительного и одного страдательного причастия.

    На столе дымилась тушё(н, нн)ая в печи картошка; остро, чесноком и укропом, пахли холодные, только что из погреба, матово запотевшие в тепле солё(н, нн)ые огурцы, наложе(н, нн)ые поверх бочковой капусты; румянились поджаре(н, нн)ые куски морского окуня, тоже навале(н, нн)ые щедро, горой в большом обливном блюде. Была тут и селёдочка, посыпа(н, нн)ая колечками лука, и вскрытые банки со ставридой в томатном соусе, и, кажется, по запаху угадывалась и колбаска, затерявшаяся где-то среди нагромождения тарелок и мисок.

(Е. Носов)

35. Запишите отрывки из повести А. Грина «Алые паруса», выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения. • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. • Найдите в третьем отрывке словосочетания с подчинительной связью - примыканием.

    1. Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар полный странных видений. Неизвестный охотник только что покинувший свой костёр двигался вдоль реки; сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним рассматривая свежий след медведя направляющийся2 к горам.

    2. Музыкант выйдя на палубу сыграл отрывок мелодии полной печального, протяжного повторения.

    3. Он сидел, тихо водил смычком заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом и думал о счастье...

36. Спишите, обозначая графически причастные и деепричастные обо- роты. Поставьте запятые при них, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств. Какие причастные обороты не являются обособленными членами предложений и почему?

• Найдите в тексте:

а) причастия, соответствующие схеме:
б) деепричастие, соответствующее схеме:

    Чуть-чуть попыхивая дымком из трубы корвет* подходил под парами к подёрнутому лёгкой туманной дымкой высокому острову. Успевший починить свои аварии после шторма «Сокол» сиял чистотой и блеском под лучами ослепительного солнца медленно плывшего в голубой безоблачной высоте. И океан ещё недавно наводивший трепет теперь ласковый и спокойный тихо шевелясь3 переливающейся зыбью нежно лизал своей манящей, прозрачной синевой бока едва покачивающегося3 корвета.

(К. Станюкович)

37. Сочинение. Продолжите текст по данному началу (зачину).

Кому не знакомы особая тишина музея, интересный рассказ экскурсовода, наполненный любовью к картинам, книгам, экспонатам музея...

 

 

Рейтинг@Mail.ru