Главная >> Физика. 9 класс. Пурышева

 

 

 

 

Глава 5. Вселенная

 

Заключение

Вы изучили различные физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, квантовые. Физические явления происходят с объектами мегамира (взаимодействие и движение планет, звёзд и других небесных тел, их природа и эволюция), объектами макромира и объектами микромира (взаимодействие и движение объектов, размеры которых меньше 10-10 м). При этом явления мегамира, макромира и микромира тесно связаны между собой. Так, процессы, происходящие в недрах Солнца и других звёзд, подчиняются законам микромира; взаимодействие астрономических объектов описывается законами механики; такие явления мегамира, как нагревание тел, действие жидкости на погружённое в неё тело, проводимость различных сред объясняются с точки зрения теории строения вещества.

Вы изучили не только законы классической физики (законы Ньютона, Ома, Кулона, Ампера и др.), но и некоторые понятия и идеи современной физики: получили представления о фотоне, о корпускулярно-волновых свойствах света и частиц вещества, познакомились со статистическим и квантовым описанием поведения частиц вещества. В результате физика-наука предстала перед вами как развивающаяся, эволюционирующая система знаний. Понятно, что без практического применения наука «мертва». Внедрение достижений науки в практику, с одной стороны, позволяет судить о справедливости полученных научных результатов, а с другой стороны, способствует развитию материального производства и научно-техническому прогрессу.

Во все времена развитие науки определяется практическими потребностями человека. Научные разработки получали свою реализацию в технических устройствах и технологиях, развитие которых позволяло создавать новую экспериментальную технику, с помощью которой проводились более точные и сложные эксперименты, приводящие к новым открытиям. Таким образом, развитие науки и развитие техники связаны между собой, оказывают друг на друга взаимное влияние. С развитием науки и техники связано развитие общества.

В истории развития науки и техники выделяют несколько научно- технических революций (НТР). Научно-техническая революция характеризуется превращением науки в производительную силу и соответствующим этому коренным изменением материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда.

Как вы уже знаете, первая научно-техническая революция относится к XVIII в. и связана с изобретением в 1769 г. английским учёным Джеймсом Уаттом (1736—1819) паровой машины (рис. 157). Её предпосылками послужили исследования в области термодинамики. В паровой машине Уатта поршень передвигался благодаря давлению на него пара. Увеличивая давление пара в цилиндре паровой машины, можно было добиться большей мощности, не увеличивая её размеров. Таким образом, Уатт предложил способ создания небольших паровых машин, которые в скором времени изменили всё общественное производство.

    паровой машины

Проект первой в мире паровой машины, способной непосредственно приводить в действие рабочие механизмы, предложил в 1763 г. российский изобретатель Иван Иванович Ползунов (1728—1766), работавший механиком на Колывано-Воскресенских горнорудных заводах Алтая. Проект попал на стол к начальнику заводов, который одобрил его и отослал в Петербург, откуда вскоре пришёл ответ: «...Сей его вымысл за новое изобретение почесть должно». Ползунов приступил к строительству мощной паровой машины, приводившей в движение огромную воздуходувку (рис. 158). Изобретение паро- Щ вого двигателя привело к развитию транспорта, к появлению паровозов, пароходов.

    Проект первой в мире паровой машины

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru