Главная >> Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев. В.В.

 

 

 

 

Логика и процедуры методики анализа финансовой отчетности фирмы

 

9.2.4. Состав, отчетности и ее предоставление пользователям

Состав отчетности. Понятие бухгалтерской отчетности определено в ряде нормативных документов. Так, в ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» определены основные компоненты отчетности; в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» приведены рекомендации в отношении состава разделов и статей двух базовых форм — баланса и отчета о прибылях и убытках; в приказе Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» уточнено понятие «Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках», лишь упомянутое в законе, и даны рекомендательные форматы отчетности 1.

    1Упоминание приказа Минфина РФ в системе регулятивов, на первый взгляд, не вполне согласуется с международной практикой нормотворчества, которая предполагает, что вопросы методологии учета и отчетности должны решаться негосударственными профессиональными организациями. В принципе, эта идея реализована и в нашей стране, поскольку в законе «О бухгалтерском учете» содержатся лишь общие требования в отношении отчетности, а остальные регулятивы (ПБУ, приказы, методические указания и др.) предполагают рекомендательность в отношении содержащихся и них положений. Тем не менее отечественные бухгалтеры еще не привыкли к подобной свободе. Именно для их удобства Минфином РФ предложены рекомендательные форматы отчетности. Любая организация может от них отклоняться, если подобное отклонение позволит дать более достоверную картину о ее имущественном и финансовом положении.

Согласно этим регулятивам в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
  • пояснительная записка;
  • итоговая часть аудиторского заключения.

Уместно сделать два замечания. Во-первых, помимо годовой возможен выпуск промежуточной отчетности; в частности, речь идет о квартальной отчетности, в состав которой входят формы № 1 и 2. Во-вторых, форма № 6 заполняется лишь теми предприятиями, которые получают целевое финансирование от государства (в частности, некоммерческие организации).

Упомянутая отчетность составляется для акционеров. Что касается налоговой службы, то согласно налоговому законодательству перечень предоставляемых налоговикам форм гораздо более широк; он насчитывает несколько десятков документов и включает, помимо собственно бухгалтерской отчетности, различные справки, декларации, отчеты и др.

Публичность отчетности. Одно из правил международной практики в отношении отчетности — ее доступность всем заинтересованным лицам. Оно реализуется путем ее публикации, т. е. объявления хозяйствующим субъектом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Согласно ст. 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в передаче отчетности территориальным органам статистики; ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru