Главная >> Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев. В.В.

Планирование в системе управления финансами фирмы

 

10.2. Финансовая составляющая системы планирования текущей деятельности

В экономической литературе, особенно англоязычной, можно встретить близкие понятия: «планирование» (planning) и «бюджетирование» {budgeting) 1. Понятно, что эти термины означают составление соответственно плана и бюджета. Несмотря на кажущуюся простоту в трактовке приведенных терминов, в рамках экономики есть определенная специфика, особенно когда речь идет о переводной литературе. Если термин «план» {plan) и в русском, и в английском языках несет в общем-то одинаковую смысловую нагрузку, означая заранее намеченный вариант действий, схему осуществления некоей программы, работы, то с термином «бюджет» ситуация несколько сложнее. Согласно одному из британских толковых словарей, иод бюджетом {budget) понимается перечень предстоящих расходов [Harrap’s English Mini-Dictionary, р. 64], Однако в литературе, посвященной характеристике текущей деятельности фирмы, встречаются иные трактовки этого термина, недвусмысленно увязывающие его с понятием «план». В частности, под бюджетом может пониматься целевое значение некоторого индикатора. Какого- либо строгого и общепринятого разграничения понятий «план» и «бюджет» в англоязычной литературе не существует; тем не менее можно выделить два в известном смысле различающихся подхода.

    1 Более подробно о трактовке этих терминов, равно как и о технике составления бюджетов в компаниях такт стран, как Великобритания, США, Франция, можно Hafir и и книгах (Drury, р. 435—461; Horngrcn, Foster, р, 171 — 197; Коласс, с. 32—37], Следует заметить, что ц другие термины и понятия, имеющие устоявшуюся трактовку в отечественной экономической литературе, западными специалистами могут даваться в иной интерпретации.

В рамках первого подхода полагают, что «план» — это более объемлющее понятие, нежели «бюджет», поскольку оно включает весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых про- . цедур. «Бюджет» — это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, акцент делается, во-первых, на доминанту стоимостной компоненты в бюджетировании; во-вторых, на существенно большую определенность, проработанность и детализированность бюджета.

В практике западного управленческого учета прослеживается и второй подход в разграничении обсуждаемых понятий. Согласно словарю Дж. Зигеля и Дж. Шима [Siegel, Shim, р. 53, 318];

  • план — это результат планирования как процедуры отбора долго- и краткосрочных целевых ориентиров и формулирования тактических и стратегических планов по достижению этих ориентиров;
  • бюджет — это количественный план действий и программ, составленный в терминах активов, обязательств, доходов и расходов и позволяющий выразить базовые целевые ориентиры организации в терминах специфических финансовых и операционных целей.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru