Главная >> Финансовый менеджмент

Глава 5. Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте

 

5.2. Методы факторного анализа

Одна из задач финансового менеджера — умение оценивать финансовое положение фирмы и определять возможности его улучшения. Подобная оценка выполняется в отношении как самого предприятия, на котором работает финансовый менеджер, так и его фактических (особенно потенциальных) контрагентов. Простейшим инструментарием являются построение разного рода систем и совокупностей экономических показателей, а также изучение взаимосвязей между ними.

В практическом плане наиболее существенны две типовые ситуации. Первая реализуется в рамках ретроспективного анализа, когда менеджер (аналитик) пытается оценить причины происшедшего; например, причины того, что достигнуты именно такие финансовые результаты. Возможно, что подобный проект или операция в дальнейшем не будет осуществляться, однако выявление и оценка причин произошедшего все равно представляют определенный интерес, поскольку за многими из них нередко скрываются профессиональные (или непрофессиональные) действия некоторых лиц. Проводя регулярный факторный анализ, можно составить определенное представление об этих лицах.

Вторая ситуация характерна для перспективного анализа, когда путем расчетов аналитик нащупывает те факторы, которые представляются наиболее существенными для достижения желаемых результатов. Естественным свойством практически любой социально-экономической системы является позитивное изменение некоторых ее характеристик (объемных или качественных). Для того чтобы обеспечить подобное изменение (например, рост объемов производства) проводится факторный анализ с позиции перспективы.

В реальности две описанные ситуации нередко переплетаются, в частности, это имеет место при оценке результатов текущей, т, е. регулярно повторяющейся, деятельности, когда генерирование результатных показателей в оцениваемой процедуре (системе, явлении, объекте) будет продолжаться и в дальнейшем. В любом случае, проводя факторный анализ, необходимо помнить одно правило; анализ важен не сам по себе, а лишь тогда, когда он действенен, т. е. идентификация и оценка факторов имеют смысл только в том случае, если этими факторами можно управлять, хотя бы и частично. Введем базовые определения.

Фактор (Independent Variable) — причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт. Это ключевое понятие в факторном анализе. Факторы, в той или иной степени определяющие развитие любой социально-экономической системы, отличаются не только многообразием, но и взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. Практически невозможно идентифицировать фактор, который был бы абсолютно независим, не связан с другими. Именно этим свойством социально-экономических систем и обусловливается возможность факторного анализа.

Количественная характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется с помощью признаков (показателей). Признаки, характеризующие причину, называются факторными (независимыми, экзогенными); признаки, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных причинно-следственной связью, называется факторной системой. Математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями, называется моделью факторной системы, в наиболее общем виде она может быть представлена так;

Математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями, называется моделью факторной системы, в наиболее общем виде она может быть представлена так

Факторный анализ (Variance Analysis) есть процесс выявления причиннр- следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов, В ходе анализа пытаются идентифицировать факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние на результативные показатели; по результатам анализа разрабатывают меры, способствующие усилению действия одних и снижению действия других факторов. Поиск факторов может выполняться в неформализованном формате, когда их совокупность устанавливается на интуитивной основе, путем оценки ситуации, накопления опыта и др. Однако основным вариантом является формализованный анализ, основывающийся на применении двух типов моделей — стохастических и жестко детерминированных.

Первый тип моделей используется для оценки так называемой стохастической (вероятностной) связи (Stochastic Relationship), т, е. связи, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, или определенное статистическое распределение. Пример такой модели и связи — любое регрессионное уравнение. Второй тип моделей используется для оценки так называемой функциональной (жестко детерминированной) связи (Deterministic Relationship), т. е. связи, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное, неслучайное значение результативного признака. Пример подобной модели и связи — зависимость между чистой прибылью и ее факторами, олицетворяемыми различными показателями доходов и расходов (например, отчет о прибылях и убытках).

Жестко детерминированные факторные модели могут быть разной степени сложности (имеется в виду число факторов, включенных в модель). Обычно анализ связи с помощью подобных моделей выполняется последовательными итерациями, когда начинают с простейшей модели и постепенно расширяют ее, подключая к рассмотрению новые факторы. Это весьма удобный аналитический прием, который не требует особых дополнительных усилий, (Напомним, что в случае стохастического моделирования расширение числа факторов может повлечь увеличение объема изучаемой совокупности, что далеко не всегда осуществимо.) Здесь, правда, есть свои проблемы, главная из которых — обеспечение логической оправданности рассмотрения очередного фактора, т. е. формирование в конечном итоге понятной, логически объяснимой модели с факторами, поддающимися хотя бы минимальному управлению. Подробнее о возникающих в этом случае проблемах см.: [Ковалев, 2001(a), 2003]. В данном разделе ограничимся примером. Так, анализ рентабельности собственного капитала может выполняться с помощью следующей двухфакторной модели;

анализ рентабельности собственного капитала может выполняться с помощью следующей двухфакторной модели;

Модель (5.2) позволяет анализировать (например, в динамике), как меняется влияние факторов NPM и на результатный показатель «рентабельность собственного капитала». Путем несложных операций можно расширить двухфакторную модель до трехфакторной:

результатный показатель «рентабельность собственного капитала»

В данный момент мы акцентируем внимание лишь на технике построения жестко детерминированной факторной модели; экономический смысл включенных в модель показателей будет пояснен в гл. 9. Пример постепенного развертывания модели будет продемонстрирован в разд. 13,4 при обсуждении методов анализа и управления рентабельностью фирмы.

При изучении связей с помощью модели (5.1) финансовый менеджер может решать следующие задачи: (а) установление самого факта наличия или отсутствия связи между анализируемыми показателями; (б) измерение тесноты связи; (в) установление неслучайного характера выявленных связей; (г) количественная оценка влияния изменения факторов на изменение результативного показателя; (д) выделение наиболее значимых факторов, определяющих поведение результативного показателя.

Анализ с помощью жестко детерминированных моделей позволяет установить наглядные и простые взаимосвязи между ключевыми факторами, оценить направление и степень влияния каждого из них, выполнить прогнозные расчеты в рамках имитационного моделирования, установить коридоры приемлемого варьирования значений факторов, обеспечивающие достижение необходимого уровня некоторого целевого показателя. Наиболее показательным примером применения жестко детерминированных моделей является анализ по схеме фирмы Дюпон (см. разд. 13.4),

Жестко детерминированные модели более просты в применении, однако их возможности в отношении состава и количества факторов, включаемых в одну модель, весьма ограниченны. Их развитием являются стохастические модели, предоставляющие гораздо больше аналитических возможностей, но вместе с тем предполагающие выполнение ряда предпосылок (об объеме выборки, случайности и независимости наблюдений, однородности изучаемой совокупности, ограничений на вид распределения признаков, включаемых в модель, и др.). Примерами использования этих моделей в финансовом менеджменте являются методики расчета β-коэффициентов на рынке финансовых активов, методики прогнозирования банкротства (например, модель Альтмана), методики прогнозирования ключевых финансовых показателей и др.

Подробная характеристика упомянутых аналитических методов и моделей, перечень задач, решаемых в ходе факторного анализа, а также техника расчетов приводятся в специальной литературе (см.: (Ковалев, 2001(a)]).

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru