|
|
|
Глава 2. Клеточный уровень
§ 13. Клеточный уровень: общая характеристика (окончание)Основные положения клеточной теорииКлетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией туфелькой и клеткой листа берёзы? И тем не менее между этими, да и всеми другими клетками, гораздо больше сходства, чем различий. И хотя многие учёные пользовались микроскопами для изучения живых существ, техника XVII-XVIII вв. была ещё очень несовершенной. Лишь в начале XIX в. Р. Броун смог увидеть внутри клеток листа плотное образование, которое он назвал ядром. К середине XIX в. немецкие учёные Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну из основных в современной биологии. 1. Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток. 2. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям. 3. Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определённой «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться. М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории. 4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка - элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов. Новые понятия Клетка. Методы изучения клетки: световая микроскопия и электронная микроскопия, центрифугирование. Клеточная теория Ответьте на вопросы 1. Какие вопросы рассматриваются на клеточном уровне? 2. Что характерно для химического состава клетки? 3. Какие методы используются при изучении клетки? 4. Кто разработал клеточную теорию? 5. Почему клетку назвали клеткой? 6. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов? Выполните задание Используя знания, полученные на уроках физики, объясните, почему электронные микроскопы дают большее увеличение, чем световые.
|
|
|