|
|
|
Ф. И. Тютчев
Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. ТютчеваТворчество Тютчева — одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта — это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый "объем" поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: "Вот эта книжка небольшая, томов премногих тяжелей", — мы и поныне далеко не всегда со всей осязаемостью воспринимаем эту безмерную "тяжесть" поэтического мира Тютчева. Можно даже утверждать, что лишь в наше время начинается подлинное открытие поэта, особенно если иметь в виду широкие читательские круги. Основная тема его лирики - красота природы и любовь. Жизнь полна противоречий, и поэзия Тютчева говорит нам о них мелодично, необычайно красиво и правдиво: Вдали от солнца и природы,
Человек приходит в этот мир быть счастливым, жить в гармонии с природой, с окружающим и с самим собой. Но в действительности оказывается все наоборот: грусть, тоска, безвременный уход и угрызения совести у оставшихся и не захотевших сделать любимого счастливым: Весь день она лежала в забытьи,
Человеку не дано постичь высшую истину, ему можно лишь приблизиться к ее решению. Эта мысль тоже отражена в поэзии Тютчева. С одной стороны, величие человека, а с другой — его бессилие в решении простейших житейских проблем: Нам не дано предугадать
Ранняя и поздняя лирика Тютчева очень сильно отличаются друг от друга, будто они находятся в различных поэтических мирах. Раннее творчество поэта проникнуто мировым, космическим, вселенским духом, а в поздний период на первый план выходят стихии человечности и народности, хотя в то же время тютчевская поэзия вовсе не утрачивает своей всемирности. Поэзия Тютчева вся была празднична, даже и в ее самых драматических, трагедийных проявлениях: Как жадно мир души ночной
Раннее творчество поэта — это праздничное величие человека, открыто соотнесенного с целой Вселенной: По высям творенья, как бог, я шагал… И легко может показаться, что в поздней тютчевской поэзии человек решительно сведен с этих высей. Он предстает в ней как явно не всесильный, как заведомо смертный. Отсюда можно сделать вывод, что жизнь сломила поэта, он уже не в состоянии причаститься "животворному океану" Вселенной, не может гордо и радостно возгласить: Счастлив, кто посетил сей мир
Тютчев был современником Пушкина, чье творчество оказывало влияние на поэта. Но в отличие от Пушкина, которого называли "солнцем русской поэзии", Тютчева считали ночным поэтом. Его стихи о природе, пейзажная лирика не преследуют цель изображения, а осмысление природы — философская лирика, жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Чувствуются постоянная неясная тревога, ощущение приближения всеобщего конца. Природа у Тютчева зачастую катастрофична и восприятие ее трагедийно. Это видно в стихах "Бессонница", "Видение", " Как океан объемлет шар земной". Ночью поэт ясно видит хаос, катастрофы и катаклизмы, несмотря на внешнее спокойствие природы днем. Он считает, что жизнь человека на земле есть призрак, сон, он чувствует приближение всеобщего последнего часа: И наша жизнь стоит пред нами,
Читая стихи Тютчева постигаешь мир прекрасного - автор открывает перед читателями новые горизонты. Его поэзия не потеряла своей прелести и таинственности и в наше время. Она околдовывает, зачаровывает, заставляет обращаться к ней снова и снова.
|
|
|