|
|
|
Н. А. Некрасов
Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом — "Поэт и гражданин". Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность "во плоти и крови", со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в "годину горя". Гражданин напоминает Поэту о суровости и ответственности момента и призывает его к активному общественному действию: Иди в огонь за честь отчизны,
Поэт отвечает Гражданину исповедью. У него характерная биография интеллегента демократа. Это художник передовых убеждений, страстный гуманист: Без отвращенья, без боязни
Однако Поэт ощущает мучительное бессилие, глубокое недовольство собой. Он обвиняет себя в трусости, мелкости поэтических "обличений". У него вырывается стон: Когда бы знали жизнь мою,
Гражданин полон решимости побороть "хандру" Поэта, он требует бескомпромиссности, подчинения интересам общества поэтического дара: Поэтом можешь ты не быть,
В этой чеканной формуле выразилось знамение времени. Крепостническая система в России терпела внутренний крах. Наступал период переоценки ценностей, выбора позиции, окончательного размежевания между демократами и либералами. Недалек был час первой революционной ситуации в России. И понятно, почему Гражданин настойчиво предостерегает Поэта от опасности стать болтуном, развлекающим праздных ленивцев. В новых условиях даже приверженность к традиционным, "вечным" лирическим темам (таким как природа, любовь) кажется трусливым бегством от подлинных требований и нужд действительности: Еще стыднее в годину горя
Такими неуместными становятся теперь умиление, восторг, светлая грусть. Их вытесняют "озлобленность", "мрачность", "угрюмство". Любовь и ненависть образуют в некрасовской поэзии противоречивое единство - одно не мыслится без другого. Гражданин близок Поэту. Это как бы его "второе Я", его внутренний голос, звучащий требовательно и беспощадно. Но несомненно и то, что Поэт не может перестать быть поэтом. "Поэт и гражданин" обрывается на высокой ноте драматической исповеди. Это не столько спор двух персонажей, сколько внутренний диалог, с самим собой, который продолжается и потом - на протяжении всей деятельности Некрасова. Тот, кому при жизни была дарована слава величайшего поэта, завершал свой путь неожиданным признанием: Я умру — моя померкнет слава,
|
|
|