|
|
|
Все сочинения по литературе за 10 класс
«Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Поэма "Кому на Руси жить хорошо" стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, — время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы "народников". Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник — тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека — не единственный в поэме. Его черты отразились в Ермиле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом. Ермил Гирин — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Гирин показан Некрасовым как истинный защитник народных интересов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Когда мельницу решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось денег, чтобы внести задаток. И тогда "чудо сотворилось": его выручили крестьяне, к которым он искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что "рубль лишний", который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым. Только "правдою" завоевал Гирин почет и уважение среди всей округи. Он "всему народу люб" был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом. Ермил никогда не требовал награды: "Где хватит силы — выручит,
И дать так не возьмет!" Лишь единожды "покривил душой" Гирин — "повыгородил" из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку. Но раскаяние в этом поступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий. Только покаяние при всем народе освобождает его от мук совести. Народным героем, любимцем можно назвать и Якима Нагого. "В деревне Босово
— так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. У него простая судьба: когда-то он жил в Питере, затем попал в тюрьму. Когда Яким вернулся на родину, он стал пахарем. Некрасов рисует образ этого героя, которому присущи черты русского крестьянина: "Грудь впалая, как вдавленный
Люди видели Якима совсем иначе. Для них он был особенным человеком. Когда случился пожар, Яким не подумал, что надо спасать деньги, он начал спасать картинки. А собирал он их для сына, да и сам мог подолгу рассматривать их. Некрасов не случайно показал нам эту сцену. Поэт показал жизнь крестьянина, для которого в жизни есть и другие ценности, не только работа и выпивка. С большой симпатией Некрасов изобразил образ Савелия, богатыря святорусского. Неслучайно появился этот образ — богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий не только физически крепкий мужик, он обладает крепкой волей, терпением, упорством. Но любому терпению есть предел. Савелий попадает в Сибирь за то, что живьем закопал в землю ненавистного немца управляющего. Двадцать лет каторги, неудачная попытка побега, двадцать лет поселения не поколебали в богатыре бунтарский дух. У него есть чувство собственного достоинства. Савелий к тому же и религиозен. Его главная молитва о народе: "За все страдное, русское
Еще одним представителем народного заступника можно назвать Гришу Добросклонова. Уже в пятнадцать лет он преисполнился решимости посвятить жизнь народу: "Не надо мне ни серебра, ни золота,
Он собирается в Москву учиться, пока же они вместе с братом по мере сил помогают мужикам: пишут для них письма, растолковывают законы о положении крестьян, выходящих из крепостной зависимости, трудятся и отдыхают с крестьянами наравне. Добросклонов отмечен "печатью дара Божьего"; пропагандист революционер из народной среды, по мысли Некрасова, он должен служить примером для прогрессивной интеллигенции.
|
|
|