Главная >> Все сочинения по литературе за 7 класс

Сочинение

Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно-поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:

    Сплесни, ненаглядный, руками,
    Сокольим глазком посмотри,
    Тряхни шелковыми кудрями,
    Сахарны уста раствори!

Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно-поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма - сравнения человека, его чувств с явлением природы - используется для описания безутешной вдовы:

    Береза в лесу без вершины —
    Хозяйка без мужа в дому.

Идея поэмы - прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно-лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества - внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально-оценочные:

    Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока...

В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

    В игре ее конный не словит,
    В беде - не сробеет, - спасет:
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет!

Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно-сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной.

Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем-то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:

    Слышу я конское ржанье,
    Слышу волков завыванье,
    Слышу погоню за мной...

Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

    Черная туча, густая-густая,
    Прямо над нашей деревней висит,
    Прыснет из тучи стрела громовая,
    В чей она дом сноровит?

Появление Мороза-воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры - повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

    Не ветер бушует над бором,
    Не с гор побежали ручьи,
    Мороз-воевода дозором
    Обходит владенья свои.

Образ Мороза-воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов - поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз-воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ - многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз-воевода - это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.

Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно-поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно-авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

 

 

???????@Mail.ru