|
|
|
А. С. Пушкин
Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической поэзии Пушкина. Стихотворение "К морю" написано в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина — период перехода от романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинского творчества В стихотворении "К морю" поэт прощается не только со "свободной стихией", но и романтическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах "властителей дум" современников Пушкина — Наполеона и Байрона. Начинается стихотворение элегически величаво, торжественно, раздумчиво: Прощай, свободная стихия!
Это начало сразу вызывает в памяти поэтические и вместе с тем зрительные ассоциации. Представляется одинокая, задумчивая фигура поэта на фоне безбрежной морской стихии. Море для Пушкина — всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям. В стихотворении "К морю" мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажная зарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои "волны голубые", никто не в силах обуздать его "своенравные порывы". Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией: Смиренный парус рыбарей
Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были мечты о "поэтическом побеге" в иные края, иные страны, тщетные надежды "навек оставить… скучный, неподвижный брег". Но этому не суждено было случиться: поэт остался "у берегов" окованный, очарованный "могучей страстью".
|
|
|