Главная >> Все сочинения по литературе за 9 класс

М. Ю. Лермонтов

«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)

    …В стороне слышу карканье ворона —
    Различаю в впотьмах труп коня —
    Погоняй, погоняй! Тень Печорина
    По следам догоняет меня.

    Я. П. Полонский

Образ Печорина — одно из главных художественных открытий Лермонтова. В своем журнале Печорин неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается лишь как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско-аристократической среды, переходного характера его эпохи гораздо реже делаются попытки осмыслить противоречивость и неодномерность личности Печорина в более широком смысле. "Природное, "естественное" и общественное говорится, к примеру, в известном исследовании Е. Н. Михайловой — слиты в герое в противоречивом единстве… "Два человека" присутствие которых чувствует в себе Печорин, это не только человек мыслящий и человек действующий: вместе с тем один из них — это "естественный", потенциальный, человек, и другой человек, реально действующий. Осуждая второго, Лермонтов всецело на стороне первого". Выходит, все отрицательное в Печорине обусловлено обществом, положительное же начало этой обусловленности не подчинено и — больше того — ей противостоит, будучи известным, чисто природным качеством в человеке. Исследования природы человеческой личности, ее возможностей и реальной судьбы ведут одновременно и автор, и герой.

Печорин особенно обостренно чувствует противоречивость своего состояния. "Моя бесцветная молодость протекла, - отмечает он, — в борьбе с собой и светом". Характерно, что на первый план Печорин выдвигает внутреннюю противоречивость своего "я".

Природные склонности, влечения страсти — лишь первичные предпосылки душевной жизни, они, как говорит Печорин, "принадлежность юности сердца". Печатью "юности сердца" отмечены чувства и поступки "детей природы" — горцев: это яркие, сильные характеры, подчиненные, однако, бушующим в них страстям. Во многом сходный с ними по своим природным задаткам Печорин далек от их "естественной" непосредственности. В этом преимущество его развитого сознания.

Душа Печорина внутренне неоднородна и противоречива. Она испытывает на себе воздействие не только природных, но и социальных сил, влияние последних еще сложнее и многообразнее, чем внутренне природных. В Печорине, по его признанию, "душа испорчена светом", она разорвана на две половины, лучшая из которых "высохла, испарилась, умерла…тогда как другая…жила, к услугам каждого".

В изображении Лермонтова Печорин — человек вполне определенного времени, положения, социально культурной среды со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором. Это дворянин интеллигент николаевской эпохи, ее жертва и герой в одном лице.

Исследуя личность Печорина (прежде всего как "внутреннего человека"), Лермонтов, как никто другой, много внимание уделял отображению не только сознания, но и высшей личности (родовой его формы) самосознания. Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи.

Печорин принимает свой дворянско аристократический статус как вынужденную роль в трагикомедии жизни. На протяжении всего романа мы так и не видим его "при исполнении служебных обязанностей", зато он необычно активен в сфере индивидуальной жизни, человеческого содержания, не ограниченного его "особенным" социальным преломлением. Он деятель не только по натуре, но и по убеждению. Его поступки мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна.

Образ Печорина — это свободное "незавершенное" сознание, твердо очерченный характер и бесконечно развивающийся человеческий дух. Сочетание определенности, неуловимости и незакрытости в личности и характере героя Лермонтова, очевидно и дало Белинскому сказать: "Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является к нам в начале романа".

 

 

???????@Mail.ru