|
|
|
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Пророк». Анализ стихотворенияВосстань, пророк, и виждь, и внемли
А. С. Пушкин "Пророк" Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно художественную программу. Это "Кинжал" (1838 г.), "Поэт" (1838 г.), "Не верь себе" (1839 г.), "Журналист, Читатель и Писатель" (1840 г.) и, наконец, "Пророк" — одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта. Метафорическое изображение поэта гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии. Та же метафора развертывается в одноименном стихотворении А. С. Пушкина, полемическим ответом на которое в известной мере явился стихотворение Лермонтова. В стихотворении "Пророк" свое развитие "пушкинской" темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: "С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…". И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв "гласу бога", явился в мир "глаголом жечь сердца людей": "В меня все ближние мои Бросали бешено каменья". В стихотворении "Пророк" звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в "злобе и пороке". Жажда свободы и ее непостижимость - важная тема лирики Лермонтова. "Пророк" — последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" устремлено в будущее, то лермонтовский "Пророк" полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк — вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина: Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Лермонтовскому "Пророку" внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа ("И звезды слушают меня, Лучами радостно играя"), "шумный град" же встречает его насмешками "самолюбивой" пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие. В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема "Пророка" раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного "любви и правде", и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания. Белинский относил "Пророка" к лучшим созданиям Лермонтова: "Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…"
|
|
|