|
|
|
Литература XVIII в.
Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. ДержавинаДуховные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы — несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой — величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами — мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению: Вещает ложь язык врагов,
И все таки он не падает духом, а надеется побороть зло, потому что за поэтом — истина и справедливость. Личная тема возвышается у Ломоносова до общефилософского обобщения — человек повсюду борется со злом. В духовных одах Ломоносов восхищен величием природы и одновременно испытывает "пиитический ужас" перед ней. Эти два чувства — остро и священный трепет — рождают "парение мысли". Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью. Он хочет понять законы природы: Кто море удержал брегами
В "Утреннем размышлении о божием величестве" Ломоносов в зримой картине запечатлел солнце, представившееся взору в упор взглянувшего на него человека: Там огненны валы стремятся и не находят берегов;
Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы: Песчинка как в морских волнах,
Но, испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века просвещения изображает человека не бессильным созерцателем, подавленным и сникшим. В Духовных одах проходит иная тема: человеку даны разум, мысль, и он хочет проникнуть в тайны природы. Когда Ломоносов написал "Теряюсь, мысльми утомлен!", то он имел в виду не растерянность человека, опустившего руки, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы.
|
|
|