|
|
|
Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия (окончание)Упр. 145
Упр. 146
К придаточным можно задать вопрос вопреки чему? Все они являются уступительными. Упр. 147 Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. 1. Хоть плохо рукоделье, а всё не безделье. 2. Пусть бы не любили, только бы боялись. 3. Хоть вдвое, хоть втрое, непрочно худое. 4. Хоть на мне платье черно, моя совесть бела. 5. Как ни гни дерево, оно всё вверх растёт. 6. Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит. 7. Хоть видит око, да зуб неймёт. 8. Хоть хлеба хороши, а пашню паши. Использованы союзы для выражения уступительного значения: хоть, сколько ни, как ни, пусть. Упр. 148 Есть такая пословица: хоть видит око, да зуб неймёт. Множество жизненных ситуаций можно сопроводить этой народной мудростью. Вот, например, если болят зубы, то не будешь есть сладкие конфеты, от которых, кстати, зубы и портятся. Или висит высоко-высоко спелое наливное яблочко, а достать его без лестницы невозможно, и этой самой лестницы как раз у тебя нет. Особенно обидно заходить в магазин, где вывешено и разложено много различных товаров, а у тебя денег кот наплакал. Только ходишь, смотришь, как в музее, а купить себе даже очень нужную вещь не можешь. Видит око, да зуб, то есть тощий кошелёк, неймёт! Упр. 149 1. Хоть в Москве и Подмосковье значительное количество зданий построено по проектам архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля, наиболее известным архитектурным сооружением Шехтеля остаётся особняк Рябушинского на Малой Никитской улице. 2. Несмотря на то, что Архип Иванович Куин- джи поступил в Петербургскую академию художеств в 26 лет, в 1876 году в 34-летнем возрасте Куинджи на выставке передвижников представил ошеломившую всех картину «Украинская ночь». 3. Несмотря на то, что в последние годы жизни великий живописец, график и театральный художник Борис Михайлович Кустодиев был тяжело болен и прикован к креслу, он не утратил присутствия духа и продолжал работать. Упр. 150
Первое предложение с союзом куда ни (кинешь взгляд) — сложноподчинённое с придаточным места (обстоятельственное). Второе предложение с союзом куда ни (обращаю взор) — сложноподчинённое с придаточным места (обстоятельственное). Упр. 151 Диктант с грамматическим заданием
Упр. 153 1. Буслаев Фёдор Иванович — знаменитый филолог (1818—1897). Через год после окончания Московского университета отправился с семейством графа С. Г. Строганова за границу, где и пробыл два года, переезжая из Германии во Францию и Италию и занимаясь преимущественно изучением памятников классического искусства. 2. В 1870 году Буслаев отправился в третье своё путешествие за границу, где изучал отношение миниатюры к. тексту в Византии и на Западе. 3. Пятая поездка Ф. И. Буслаева за рубеж в 1880 году была предпринята для того, работая в библиотеках, сличить рукописи русских библиотек с иноземными рукописями. 4. Срезневский Измаил Иванович — крупнейший филолог-славист (1812—1880). В 1839 году И. И. Срезневский принял предложение Министерства народного просвещения отправиться в славянские земли, подготовиться к званию профессора славянской филологии. 5. В 1839 году Срезневский выехал за границу, где провёл почти три года. Он путешествовал (часто пешком) по Чехии, Моравии, Силезии, Крайне, Далмации, Черногорью, Хорватии, Славонии, Сербии, Галиции и Венгрии, изучать местные говоры, собирать песни, пословицы и другие памятники народной словесности, знакомиться с бытом и нравами славян и других местных народов. Упр. 154 В прошлом году мы с мамой совершили незабываемое путешествие в Болгарию, в курортную зону на берегу Чёрного моря — Солнечный берег. Мы поехали не просто отдохнуть, но и для того, чтобы познакомиться с жизнью, бытом и культурой другого славянского народа. Мы решили посетить именно Болгарию, чтобы сочетать приятное с полезным — купание в море с экскурсиями по болгарским городам, некоторые из которых были основаны еще при Римской империи. Оказалось, что когда-то Болгария была одной из колоний Римской империи. За время отдыха я немало узнал (а) о жизни, истории и культуре болгарского народа, чтобы потом на уроках истории блеснуть своими знаниями и рассказать друзьям много интересных историй о моих приключениях, которые произошли со мной, пока я отдыхал(а) на море в Болгарии. Упр. 155
|
|
|