|
|
|
Сложное предложение. Культура речи
Союзные и бессоюзные сложные предложенияУпр. 46 Москва — заветный символ родины1. Простые предложения. Вот уже три века поэты пишут о современной им Москве, о её истории. Москва предстаёт в их произведениях древней народной столицей России, чарующе прекрасным городом, центром культуры, заветным символом родины и бесконечно дорогим отчим домом. 2. Сложносочинённое предложение. Начало профессиональной русской поэзии связано с именами Антиоха Кантемира и М. В. Ломоносова, и уже в их творчестве присутствует московская тема. 3. Сложноподчинённое предложение. С тех пор, в начале XVIII века, не было более или менее заметного русского поэта, который не создал бы поэмы или стихотворения о Москве или хотя бы не упомянул её в своих стихах. Основная мысль выражена в предложении: Вот уже три века поэты пишут о современной им Москве, о её истории. Стихи о Москве писали А. С. Пушкин, Ф. Глинка («Москва»), В. Брюсов («Москва»), В. Лебедев-Кумач («Золотая моя Москва»), Н. Рубцов («О московском Кремле»). Упр. 47
Упр. 48
Овсы, греча и горохи — это культуры сельскохозяйственных растений. Слова овёс и горох употребляются во множественном числе, что характерно для просторечья или древнерусского языка. Греча (гречиха) — усеченное в просторечии слово. Это позволяет писателю воспроизвести на страницах своего произведения истинно народную речь, что очень органично при описании русской природы, полевых работ на просторах нашего отечества. Упр. 49 Никиту разбудили воробьи. Он проснулся и слушал, как медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы. Из сада послышался голос Аркадия Ивановича: — Адмирал, скоро глаза продерёте? — Встаю! — крикнул Никита, и с минуту ещё полежал: до того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья. (А. Н. Толстой.)
|
|
|