|
|
|
Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Сотрудничаем: изучаем информацию о погодеВы знаете, что погода крайне изменчива, а её состояние очень важно и для здоровья человека, и для хозяйства. Поэтому все страны мира сотрудничают между собой: обмениваются результатами метеорологических наблюдений и прогнозов. Учитесь сотрудничать и вы, работая в группе под руководством учителя. Работа вместе с товарищами будет успешной при условии, что вы будете: • планировать своё время; перед началом работы договоритесь, сколько времени потребуется каждому для выполнения своей части задания, сколько — на обсуждение и сколько — на оформление результата. Выберите ответственного за соблюдение этих сроков; • использовать полученные на уроках знания и умения, свой жизненный опыт; • при обсуждении выслушивать, не перебивая, мнения товарищей; свою точку зрения аргументировать (приводить доказательства в её защиту); • не критиковать товарища, а убеждать; не забывайте, что нужно получить наилучший совместный результат. Задания, которые вам предстоит выполнить (по указанию учителя): 1. Вам нужно доказать, что все элементы погоды взаимосвязаны. Удобнее всего это сделать в форме наглядного сообщения или презентации (сформулируйте её название). а) Составьте схему, которая обеспечит наглядность вашего сообщения. Для этого на листе бумаги выпишите известные вам элементы погоды. Разместите их так, чтобы самый главный элемент был выше других и выделен (печатными буквами, подчёркиванием и т. д.). Поместите каждый элемент в кружок или прямоугольник и стрелками покажите взаимосвязь между ними. Обсудите правильность содержания схемы и договоритесь о её цветовом оформлении. б) Приведите примеры из собственной жизни, подтверждающие, что все элементы погоды взаимосвязаны. Обсудите и выберите наиболее удачные. Каждый пример обозначьте двумя-тремя ключевыми словами и запишите их под номером (пример 1... и т. д.). Соотнесите их с выполненной схемой. в) Решите, как представить сообщение — в устной форме или в письменной. 2. Ваша цель — дать метеосводку для текущего дня. Информацию о погоде можно представить в виде таблиц, карт, диаграмм, графических объектов, краткого текста и др. Представьте, что вы работаете в службе телерадиовещания в программе «Прогноз погоды». а) Используя метеорологические приборы, находящиеся в кабинете географии, соберите необходимые данные (если некоторые приборы отсутствуют, используйте информацию из газеты, сети Интернет и т. д.): месяц, число, время; температура воздуха (°С); облачность (баллы); осадки (интенсивность, продолжительность); направление ветра; атмосферное давление (мм рт. ст.); форма и цвет облаков; комфортность: влияние на настроение, самочувствие, тепловые ощущения. б) Составьте и запишите текст своего выступления на основе этих данных. Ваш прогноз погоды должен быть рассчитан на жителей города или села. Выступление не должно быть длинным. 3. Разработайте погодный «информер» — графическую модель для отображения состояния погоды любого дня. Такую модель вы сможете поместить, например, на школьный сайт. Вы можете также предложить её как иллюстрацию товарищам, которые составляют метеосводку. а) Выпишите на листе бумаги элементы погоды. Придумайте, как вы будете обозначать каждый элемент (словами, числами, условными знаками). б) Выберите значения элементов погоды из своего дневника наблюдений. Вы можете договориться с товарищами и использовать данные их метеосводки. в) Продумайте оформление. Выберите квадрат, прямоугольник или другую фигуру, в которой вам удобнее разместить необходимые символы. Обращайте внимание на их размер и взаимное расположение. Например, показатели температуры воздуха, как правило, крупнее и ярче других. Сделайте два-три варианта, обсудите и выберите лучший из них. 4. Проведите исследование погоды своего края. Для этой работы используйте дневник наблюдений и данные таблицы. Типы погоды по средним температурам
а) Выясните тип погоды текущего дня. б) Определите, какие типы погоды преобладают в вашей местности в холодное и тёплое время года. 5. Дайте характеристику погоды, проанализировав карту прогноза погоды (по выбору — например, для Центрального федерального округа). Такие карты размещает Гидрометцентр России на своём сайте в Интернете: meteoinfo.ru. Обратите внимание, что на картах погоды повышенное (высокое) давление обозначают буквой В, пониженное (низкое) — буквой Н. Информацию о погоде ищите в сети Интернет: www.meteoinfo.ru; www.meteo.para- plan.net; www.gismeteo.ru',www.meteo.ru. Обменяйтесь с товарищами мнениями: чему вы научились, изучая тему «Атмосфера»; что из изученного вам пригодится в жизни; каких знаний требуют профессии, связанные с изучением погоды и климата.
|
|
|