Главная >> География 7 класс. Алексеев

Природа Земли

Почвы

В лесостепной и степной зонах формируются самые плодородные на планете почвы — чернозёмы. Пышный покров из трав даёт обильный онад в конце каждого тёплого сезона, а промывание почвенного слоя сравнительно слабое в условиях недостаточного увлажнения. В результате образуется мощный гумусовый горизонт — нередко 50-80 см.

Каштановые почвы образуются в сухих степях в условиях более высоких температур и меньшего количества осадков, чем в разнотравных степях. Мощность гумусового горизонта в них от 20 до 50 см. Но плодородию они уступают чернозёмам, но всё же относятся к наиболее плодородным.

Сухие степи сменяются полупустынями и пустынями. Из-за сильнейшей сухости, высоких температур и редкой растительности в почве накапливается мало перегноя. Здесь образуются пустынные почвы: бурые в полупустынях и серо-бурые в пустынях.

В зоне саванн процесс почвообразования происходит в условиях сезонного выпадения осадков. Во влажный сезон из почвы сильнее вымываются необходимые растениям питательные вещества. В засушливый период из-за недостатка влаги замедляется жизнедеятельность организмов и растительный опал травяного покрова разлагается не нолноегью. В почве накапливается перегной. В саваннах сформировались относительно плодородные красно-бурые почвы.

По обе стороны от экватора в зонах постоянно влажных и переменно-влажных лесов распространены красные и красно-жёлтые ферраллитные почвы, содержащие соединения железа и алюминия. Соединения железа придают почвам красноватый оттенок. Поступающие в почву в большом количестве органические вещества до конца разлагаются, а не накапливаются в ней. Эти питательные вещества растения быстро поглощают, а обильные дожди промывают почвенный слой, поэтому такие почвы не обладают высоким плодородием.

Почва — главное богатство любого государства, поскольку на ней производится около 90% продуктов питания. При правильном использовании почвы можно улучшить, а их плодородие повысить. Почвы, в зависимости от условий, осушакл' или орошают, вносят в них необходимые удобрения, соблюдают определённые правила при обработке. Не следует, например, пахать на крутых склонах. Важно соблюдать разумный севооборот: чередовать во времени посевы разных культур, периодически оставлять поля «под паром» (т.е. без посевов).

На земле распространены различные типы почв, но плодородие их неодинаково.

    Запомните

Типы почв. Распространение почв на Земле.

    Это я знаю

2. Что влияет на образование различных типов почв?

3. Установите соответствие между перечисленными природными зонами и типами почв.

1. Влажные экваториальные леса
2. Стенная зона
3. Саванны.
4. Широколиственные леса.
5. Тайга

А. Красно-бурые.
В. Красно-жёлтые ферраллитные.
В. Чернозёмы.
Г. Подзолистые.
Д. Серые лесные.

4. Выберите верный ответ. Кто из учёных открыл .закон мировой почвенной зональности: а) В. И. Вернадский; б) М. В. Ломоносов; в) В. В. Докучаев?

5. Какая существует связь между ночной и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.

    Это я могу

6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.

7. Используя почвенную карту в атласе, нанесите на контурную карту области распространения самых плодородных почв Земли черноземов.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru