Главная >> География 9 класс. Алексеев

Северо-Запад России

Северо-Запад: окно в Европу

Удачно ли географическое положение Санкт-Петербурга?

Основание в 1703 г. Санкт-Петербурга, перенос туда столицы в 1712 г. и победа в Северной войне кардинально изменили весь облик Северо- Запада Европейской России. Впервые за все время своей истории Россия получила широкий выход к Балтике, где уже существовало много портов: Рига, Ревель (ныне Таллин), Нарва, Выборг. На географической карте Европы Санкт- Петербург оказался на стыке Атлантики и Евразии. Он стал главным из балтийских портов, потому что располагался в наиболее удобном месте с точки зрения связей с глубинной Россией. И в этом было его выгодное макрогеографическое положение (от греческого слова macros — большой).

Чтобы завозить грузы в новую столицу, было создано несколько систем судоходных каналов. Уже при Петре I была построена Вышневолоцкая водная система, соединившая впадающую в озеро Ильмень реку Мету и реку Твер- цу, при впадении которой в Волгу стоит город Тверь. В начале XIX в. появилась более мощная Мариинская система, связывающая реку Шексну (впадавшую в то время в Волгу близ Рыбинска) с Белым озером и рекой Вытегрой (в 1960-е гг. примерно в этом же месте был построен Волго-Балтийский канал, позволяющий проходить судам грузоподъемностью до 5000 т).

    Санкт-Петербург

Если же рассматривать географическое положение Санкт-Петербурга в другом масштабе, то окажется, что его микроположение (от греческого слова micros — маленький) — на болотах дельты Невы. Это уже совсем не достоинство — строить на болотах очень трудно. Для начала надо болота засыпать огромным объемом камня, песка, щебня и т. д., а под строящиеся здания вбить многочисленные деревянные сваи. Строительство на таких площадках идет медленно и стоит очень дорого. Относительно быстрое возведение нового города стало возможным только потому, что страна была абсолютной монархией, а воля императора — высшим законом. Для ускорения строительства столицы Петр I издал указ о запрещении каменного строительства во всех других городах и селах России. А в Санкт-Петербург ежегодно принудительно сгоняли десятки тысяч крестьян, многие из которых погибли из-за непосильного труда, болезней и плохого питания.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ МАКРОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, НО ОЧЕНЬ НЕУДАЧНОЕ МИКРОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Чем опасна дельта Невы?

Еще один крупный недостаток обнаружился в географическом положении Санкт-Петербурга: здесь время от времени случаются наводнения. Из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» вам известно про катастрофическое наводнение, произошедшее в 1824 г. Тогда вода поднялась более чем на два метра и затопила городские подвалы, уничтожила склады, многие жилища; погибло много людей.

    Но силой ветров от залива
    Перегражденная Нева
    Обратно шла, гневна, бурлива,
    И затопляла острова.
    Погода пуще свирепела,
    Нева вздувалась и ревела,
    Котлом клокоча и клубясь,
    И вдруг, как зверь остервенясь.
    На город кинулась. Пред нею
    Все побежало; все вокруг
    Вдруг опустело — воды вдруг
    Втекли в подземные подвалы,
    К решеткам хлынули каналы,
    И всплыл Петрополь как тритон,
    По пояс в воду погружен.

Как выяснилось позже, такая ситуация возможна, если в Финском заливе в течение нескольких дней дует устойчивый западный ветер и сгоняет воду на восток, навстречу течению Невы. Тогда невская вода, не имея выхода в море, разливается но городу. К счастью, такие атмосферные условия сохраняются недолго. Поэтому возможно предотвращение наводнений с помощью дамбы в узком месте Финского залива (см. рис. 3). В обычное время невская вода может проходить через специальные водо-пропускные отверстия, а при неблагоприятных ветрах эти отверстия закрываются, преграждая путь морской воде в устье Невы. Невская вода в это время «накапливается» в заливе, лишь относительно ненамного повышая его уровень.

    Наводнение в Санкт-Петербурге (2007)

В конце советского периода было начато строительство дамбы. Завершили ее северную часть (до острова Котлин), но затем строительство прекратили из-за опасений, что воды залива станут еще более загрязненными. Дело в том, что в Санкт- Петербурге, как и почти во всех городах России, находящихся на морском берегу, почти отсутствовали очистные сооружения — ведь все стоки можно сбросить в море, и там они растворятся до безопасных концентраций. Но так было до тех пор, пока объем вредных стоков не превысил способность морской воды к самоочистке.

Завершение строительства дамбы, проходящей через остров Котлин, возможно лишь в том случае, если воды Невы будут достаточно чистыми, т. е. если все стоки Санкт-Петербурга будут очищаться. За последние годы в этом отношении произошли положительные изменения (частично вследствие того, что промышленность Санкт-Петербурга, как и всей страны, снизила объемы производства, а значит, и выбросов). Поэтому в ближайшие годы строительство дамбы планируется завершить.

    Это я знаю

1. Назовите основные торговые пути, существовавшие в Древней Руси.

2. Почему понадобилось строить новую столицу на берегу Балтийского моря?

3. Какова разница в направлениях торговых связей Москвы и Санкт-Петербурга?

4. Как менялось место Северо-Запада в стране по мере освоения его территории?

    Это я могу

5. Заполните таблицу.

6. Дайте краткую характеристику Великого Новгорода.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru