Главная >> География 9 класс. Алексеев

Азиатская Россия

§ 42. Сибирь: хозяйство

    Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции. Какова была роль Транссибирской магистрали. Как развивалась Сибирь в советский период. Какова роль Сибири в хозяйстве России.

Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции?

Одной из самых острых проблем России издавна был недостаток благородных металлов для изготовления монет, в обращении были в основном медные монеты.

В истории России сохранился такой факт. В 1748 г. М. В. Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2000 рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было, а золотых и серебряных монет не хватало. Пришлось светилу российской науки на десятке подвод везти 3,5 т медных монет.

Серебро и золото приходилось закупать за границей. Открытие в середине XVIII в. месторождений серебра в предгорьях Алтая предопределило строительство близ речки Барнаулки завода, который впоследствии стал выплавлять из алтайских руд и медь.

Другой район горной промышленности возник в районе Нерчинска в Забайкалье, где работали вначале сереброплавильные, а затем и свинцовые заводы.

Установившиеся в начале XVIII в. связи между Россией и Китаем способствовали возникновению на юге Сибири (в Забайкалье) центра торговли Кяхты, которая с 1743 г. стала торговой слободой. Через Кяхту в Китай ввозились сукно, меха, мануфактура, а из Китая в Россию — чай и шелк. Разбогатевшие на торговле кяхтинские купцы часть своих средств направляли на благоустройство города, поэтому современная Кяхта — город с обилием архитектурных сооружений XVIII—XIX вв.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СИБИРИ НАЧАЛА ФОРМИРОВАТЬСЯ В XVIII в. ТОГДА ЖЕ, С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ КЯХТЫ, СИБИРЬ НАЧИНАЕТ ВЫПОЛНЯТЬ И ТРАНЗИТНЫЕ ФУНКЦИИ.

Какова была роль Транссибирской магистрали?

Строительство Транссибирской магистрали началось в 1891 г. одновременно из Челябинска и Владивостока. К 1903 г. она в основном была построена (кроме участка вокруг Байкала, который был завершен лишь в 1904—1905 гг.). Первоначально Транссибирская магистраль проходила через Маньчжурию (так называемая Китайско-Восточная железная дорога — КВЖД), а участок Чита — Хабаровск на территории России был построен лишь в 1916 г.

Транссиб резко улучшил стратегическое положение Сибири, Дальнего Востока России — теперь они были связаны с Европейской Россией постоянной устойчивой связью. Это очень пригодилось в период Русско-японской войны (1904—1905), когда даже при господстве на море японского флота русская армия в Маньчжурии продолжала снабжаться всем необходимым.

Строительство магистрали изменило и хозяйственную ситуацию в Сибири. Теперь отсюда можно было вывозить не только меха и драгоценные металлы (т. е. товары высокой стоимости, для которых расходы на перевозку имеют небольшое значение), но и многие другие товары сибирского производства. Новыми предметами экспорта Сибири стали масло и зерно.

После строительства магистрали резко возрос приток переселенцев в Сибирь. Подавляющее число переселенцев, прибывших по новой железной дороге, осело в южной части Западной Сибири.

СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ ИЗМЕНИЛО ХОЗЯЙСТВЕННУЮ РОЛЬ СИБИРИ И СПОСОБСТВОВАЛО ПРИТОКУ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ДРУГИХ РЕГИОНОВ РОССИИ.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru