|
|
|
Пер. Л. А. Дмитриева
«Слово о законе и благодати» Илариона«Слово о Законе и Благодати» (торжественная проповедь) написано примерно в 1037- 1050 гг. священнослужителем Иларионом, который позже стал первым русским митрополитом. Оно состоит из трех частей: в первой говорится о вселенском значении христианства, во второй - о русском христианстве, православной вере. Приведенный ниже фрагмент представляет собой третью, заключительную часть произведения. Это похвальное слово князю Владимиру, принявшему христианство на Руси. Под Законом митрополит Иларион подразумевает Ветхий Завет, под Благодатью - Новый Завет. <...> Прославляет похвальными словами Римская страна Петра и Павла1, которыми приведена была она к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; восхваляют Азия, Эфес и Патмос Иоанна Богослова2, Индия - Фому3, Египет - Марка4. Все страны, и города, и люди чтут и славят каждого из своих учителей, которые научили их православной вере. Восхвалим же и мы, по силе нашей, своими малыми похвалами великое и дивное совершившего - нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей - Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые, в свое время владычествуя, мужеством и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят. Ведь правили они не в слабой и безвестной стране, но в Русской земле, которая ведома и славится во всех четырех концах Земли. 1 Петр и Павел - Петр (камень) - один из учеников Христа, один из 12 апостолов, брат апостола Андрея Первозванного. Павел не входил в число 12 апостолов и не знал Христа во время его земной жизни, но за его проповеди христианства во многих странах почитался как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. Был казнен в Рице вместе с Петром.
Сей славный от славных родился, благородный - от благородных, князь Владимир, и когда возрос и окреп, выйдя из младенческого возраста, или, точнее сказать, возмужал в крепости м силе своей, в мужестве и мудрости преуспел, то стал единодержцем земли своей, покорив себе соседние народы: одних - миром, а непокорных - мечом. И жил он так во время свое, землею cвоею управлял мудро, в мужестве и разуме, и осенила его милость Всевышнего, призрело на него всемилостивое око благого Бога. И воссиял разум в сердце его, так что уразумел он суету идольского заблуждения и обратился к единому Богу, сотворившему все видимое и невидимое. К тому же часто слышал он о благоверной земле Греческой, христолюбивой и сильной верою: как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются Ему, какая власть духовная и какие чудеса и знамения творятся там, что церкви там полны людей, что все города правоверны, все прилежно молятся, все Богу предстоят. И слышав это, возжелал сердцем и возгорелся духом, - чтобы стать христианином самому, и христианской - земле его. Так случилось по благовелению Бога, возлюбившего род человеческий. Вместе с одеждами совлек с себя князь наш ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия и вошел в святую купель5. Возродился от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся, и вышел из купели очищенный, став сыном нетления, сыном воскресения. Имя принял вечное, славное в роды и роды - Василий6, по которому и записан в книге жизни7, в небесном и нетленном граде Иерусалиме8. 5 Купе́ль - сосуд с водой, куда погружают крестящегося при церковном обряде крещения.
Когда это свершилось, не остановился он в подвиге благове- рия, и не только в этом проявил он любовь свою к Богу, но еще к большему подвигся, повелев всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно во всех городах славилась Святая Троица и все стали бы христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простолюдины, богатые и убогие. И не было ни одного противящегося благочестивому его повелению, а если кто и не по любви, то по страху перед повелевшим крестился, потому что благоверие в нем сопряжено было с властью. И в единовременье вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас удаляться и занялась заря благоверия, тогда тьма идолослужения исчезла и слово евангельское осияло нашу землю, капища9 разрушались, а церкви воздвигались, идолы низвергались, а иконы святых являлись, бесы убегали, а крест освящал города. <...> 9 Ка́пище - языческий храм. Как же мы тебя восхвалим, о честный и славный средь земных владык, безмерно мужественный Василий? Как выскажем восхищение твоей добротой, крепостью и силой? Какую благодарность воздадим тебе за то, что благодаря тебе познали мы Господа и избавились от прельщения идольского, ибо по твоему повеле- нйю на всей земле твоей славится Христос? Что еще тебе скажем, христолюбец, друг правды, вместилище разума, гнездо милосердия? Как уверовал? Как воспылал любовью к Христу? Как вселился в тебя разум выше, чем разум земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимого и устремиться к небесному? Как нашел ты Христа? Как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш: откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Каким образом испил ты из сладкой чаши мысли о будущей жизни? Как познал и увидел, что благ Господь? Ведь не видел ты Христа, не следовал за ним, как же ты Его учеником стал? Иные, и видев Его, не веровали, ты же, не видев, уверовал. Поистине сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, сказанное Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие10». <...> 10 Фома (см. примеч. 3), не находившийся среди учеников Христа, когда Он явился им после воскресения, отказался поверить в это, пока сам не увидит Христа. Через несколько дней Христос вновь явился к ученикам и, укоряя Фому, сказал: «Ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие». (Отсюда происходит крылатое выражение - «Фома неверующий».)
|
|
|