|
|
|
Древнерусская литература
Слово о князьях. Пер. И. П. Еремина«Слово о князьях» относят к XII в. Его иногда называют полностью, в традициях древнерусской литературы, раскрывая истинный смысл: «Похвала и мучение святых мучеников Бориса и Глеба» или «Слово похвальное на перенесение (мощей) святых страстотерпцев Бориса и Глеба, да прочий не враждуют на братию свою». «Слово» представляет собой торжественную проповедь в честь особо почитаемых на Руси святых мучеников, князей-братьев Бориса и Глеба, но центральным ядром проповеди является «злоба дня» -- княжеские междоусобицы, принесшие неисчислимые беды народу. СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ
Послушайте, братия, что говорит Господь в святом Евангелии: «Многие придут от востока и запада, севера и моря и возлягут в Царстве Божьем с Авраамом, Исааком и Иаковом в славе Отца Небесного». И еще говорит Господь: «Первые будут последними, а последние первыми». Многие и в первом законе1, и во втором угодили Богу, и за то прославил их Господь: чудеса творили они, великую силу показали и по смерти. Вот и в последнее время явились два храбрых мученика, Борис и Глеб; многие чудеса сотворили они в Русской земле и доныне недужным подают исцеление. Исполнилось на них слово, Господом сказанное: «Кто в меня верует, силу великую обретет и чудеса сотворит, каких и я не творил». Подумайте, братья, что сказал Господь, - какую силу подает он рабам своим на земле, в роде человеческом, и какую честь дарует им на небесах перед ангелами Божьими! 1 ...первом законе. - Первым законом назывался иудаизм (Закон Моисея); второй закон - Благодать (христианство). Святые Борис и Глеб сыновья были любимые отца своего, равноапостольного князя Владимира, самодержца земли Русской. Исполнили они заповедь Божью: не захотели власти и славы мимотекущей, руки не подняли на брата своего. Окаянный брат их Святополк захотел отнять у них власть и жизнь, они же не воспротивились тому: одного он копьем пронзил в грудь, другого ножом зарезал, как агнца непорочного. Святые те братья подражателями Господу явились жизнью своею непорочною, правдою, чистотою, любовью, кротостью, смирением и терпением; не отвергли они и чаши смертной, Господом посланной. И даровал им за то Господь имя превыше всех в поднебесной. Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете, - пока не обличил вас Бог на Страшном своем Суде! Вспомните святых Бориса и Глеба - как претерпели они от брата своего старшего не только отнятие власти, но и отнятие жизни. Вы же и слова единого от брата старшего стерпеть не можете, за малую обиду вражду смертоносную воздвигаете, помощь от поганых принимаете на свою братию. Некогда израильтяне, рати ожидая халдейские на Иерусалим, послали в Египет к фараону просить помощи, чтобы халдеи не попленили Иерусалим. Тогда Бог послал пророка к израильтянам и велел сказать им: «За то, что вы не уповали на Бога, создавшего вас, но всю надежду возложили на египтян, - халдеев я от вас отведу, но в плен будете взяты египтянами: от тех, на кого уповаете, и погибнете». Так и было. Павел апостол спрашивает: «Разве нет среди вас, братья, ни одного верного, кто мог бы рассудить вас, что идете вы на суд перед неверными?» А евангелист Иоанн говорит: «Кто скажет, что Бога любит, а брата своего ненавидит - лжец тот». И сам Господь говорит: «О том, что вы мои ученики, узнают все, если любовь иметь между собой будете». Познайте, князья, свое величество и честь свою. Князя деда имеете святого Владимира, который к Богу привел тысячи тысяч и тьмы тем душ праведных! Вспомните и о том, каких братьев имеете - великих чудотворцев Бориса и Глеба! Им подражайте и последуйте, их примером научитесь! Когда сатана посеет вражду между вами, помяните этих святых, - как предпочли они лучше смерть принять, чем удержать в себе вражду против брата. Кто из вас обиду стерпит и первый мира будет искать, тот равную с ними награду от Бога получит.
|
|
|