|
|
|
Древнерусская литература
Поучение Владимира Мономаха. Пер. Д. С. ЛихачеваВладимир Мономах (1053-1125) - великий Киевский князь. Все свои силы он направлял на укрепление Русской земли и защиту ее границ. Это выдающийся государственный деятель, человек широко образованный и талантливый. В конце жизни (ок. 1117 г.) он составил духовное завещание своим сыновьям-князьям, которое прославилось в веках как «Поучение». Христианское, высоконравственное, патриотичное по своей сути, «Поучение» выходит далеко за рамки семейного наследия в письмах. Это произведение большого общественного звучания. Сидя на санях1, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто2, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. 1 Сидя на санях... - Образное выражение, которое следует понимать как «в преклонном возрасте», «на краю смерти». Связано с древнерусским погребальным обрядом.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безделицу молвил. Ибо встретили меня послы от братьев моих3 на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей4, и волость их отнимем, если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». 3 ...от братьев моих... - Имеются в виду двоюродные братья Мономаха - Святополк Изяславич и Святослав Давыдович (в монашестве Никола Святоша).
И, отпустив их, взял Псалтырь5, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» - и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите. 5 ...взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось... - В Древней Руси Псалтырью часто пользовались для гадания. Существовали особые гадательные псалтыри, под основным текстом которых помещались замечания, поясняющие значение этого текста. «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на нёго зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». <...> Ибо как Василий учил6, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни. 6 Ибо как Василий учил... Василий Великий (Кесарийский, 330- 379 гг.), один из «отцов церкви», автор многочисленных слов и поучений. Произведения Василия Великого были известны на Руси в переводах. Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела. Господа ради, лишаемый - не мсти, ненавидимый люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. <...>» Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия Небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
|
|
|