Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

Древнерусская литература

Вопросы и задания: Поход Игоря Северского на половцев

1. Перечитайте в летописи обращение Игоря к дружине: «Братья и дружина! тайны Божией никто не знает, а знамение точно так же, как и весь мир, от Бога сотворено; что Бог сотворит на добро или на зло нам, то все увидим», - и сравните со «Словом...», где Игорь говорит: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть, так сядем, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон».

Как характеризует Игоря обращение к дружине в летописи и в «Слове...»? Покажите разницу в расстановке авторских акцентов.

2. В летописи сказано, что Игорь не послушал своих ратных людей, которые были посланы в разведку «ловить языка», и не повернул назад. Как это характеризует князя?

В «Слове...» нет таких эпизодов (данных в летописи), как эпизод с разведкой, описания стратегии боя, расстановки полков союзников, начала битвы, военного совета после первого дня сражения и других. Почему отсутствие различных эпизодов, описаний картин сражения не является утратой в художественном воплощении основных событий и замысле Автора «Слова...»?

3. Перечитайте в летописи подробное описание поведения Игоря в бою. Почему в «Слове...» этого нет, а только говорится «Игорь полки заворачивает: жаль ему милого брата Всеволода»?

4. Как в летописи раскрывается личное мужество, человеческое благородство Игоря (а также его союзников), его способность к искреннему сопереживанию, раскаянию и покаянию?

5. Чем (по летописи) можно объяснить проявление повышенного уважения Кончака к своему пленнику («приставили к нему 15 сторожей из сынов своих, да господичей 5, а всех 20... А слуг с ним ездило 5 или 6...»)?

6. Сравните концовку летописи (Игорь, собирая князей, хочет организовать общую оборону от половцев) и «Слова...». Как летопись дополняет «Слово...»?

7. Подводя итоги анализа «Слова...» и летописи, сделайте выводы:

    а) Объясните смысл полного заголовка поэмы «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова». Как уточнение в заголовке родословной Игоря дополнительно проливает свет на художественный замысел Автора?

    б) Почему в «Слове...» опущены подробности похода Игоря, описание его душевного состояния? Как Автор «Слова...» относится к своему «герою»? (Аргументируйте свой ответ примерами из текста.)

    в) Почему, несмотря на провал похода Игоря, урон, нанесенный им Русской земле, Автор заканчивает поэму мажорной нотой: «Солнце светит на небе - Игорь князь в Русской, земле... Страны рады, города веселы»?

    *г) Сравнив три текста: Карамзина, Ипатьевской летописи и «Слова...», покажите истинный пафос «Слова...», его целеустремленность и художественную силу.

    *д) Как вы думаете, почему «Слово о полку Игореве» считается величайшим памятником славянской литературы, средневековой мировой культуры?

Знаком * помечены задания повышенной трудности.

 

 

???????@Mail.ru