И поехали оба навстречу к Евпатию...
А заря занималася на небе,
И оступились полки... У Евпатия
Всей дружины-то было ль две тысячи -
Вся последняя сила рязанская, -
А ордынцы шли черною тучею:
Не окинуть и взглядом, не то чтоб доведаться -
Сколько их?.. Впереди Хоздоврул барсом носится.
Молодец был и батырь: коня необгоннее
И вернее копья у ордынцев и не было.
И оступились полки... На Евпатия
Налетел Хоздоврул, только не в пору:
Исполин был Евпатий от младости силою -
И мечом раскроил Хоздоврула он на-полы
До седла, так что все, и свои, и противники,
Отшатнулись со страхом и трепетом...
Рать ордынская дрогнула, тыл дала,
А всех прежде свернул было Нездила,
Да коня под уздцы ухватил Аполоница.
Только глянул боярин Евпатий на Нездилу,
Распалился душой молодецкою И с седла его сорвал.
А Нездила Стал молить его слезным молением:
«Отпусти хоть мне душу-то на покаяние!»
Отвечает Евпатий: «Невинен ты
Мать сырая земля в том виновница,
Что носила такое чудовище:
Пусть и пьет за то кровь твою гнусную...
Ты попомни княгиню Евпраксию
И колей, старый пес, непокаянно!»
Тут взмахнул над шеломом он Нездилу
И разбил его о землю вдребезги;
Сам же кинулся вслед за ордынцами
И погнал их до самой до ставки Батыевой.
Огорчился Батый и разгневался,
Как узнал, что Евпатий убил его шурина,
И велел навести на Евпатия
Он пороки, орудия те стенобитные...
И убили тогда крепкорукого,
Дерзосердого витязя; тело же
Принесли перед очи Батыевы.
Изумился и хан, и улусники
Красоте его, силе и крепости.
И почтил хан усопшего витязя:
Отдал тело рязанским дружинникам
И самих отпустил их, примолвивши:
«Погребите вы батыря вашего с честию,
По законам своим и обычаям,
Чтоб и внуки могиле его поклонялися...»
Вопросы и задания
1. Кратко перескажите сюжет повести. Проследите динамику разворачивающихся действий, отметьте быструю смену картин.
2. За что бьются насмерть рязанцы? Назовите защитников города.
3. Как вы понимаете выражение «испить чашу смертную»? Подберите синонимы. Что придает трагическую величественность и торжественность его звучанию? В чем его символическое значение?
4. С помощью каких художественных приемов создает автор картину гибели людей и страшного опустошения города (звуки, краски, запахи)? «Плачи» и «славы» - какова их роль в идейно-композиционном замысле автора?
*5. Каким видится автору образ идеального русского князя Роль эпилога в идейно-художественной системе произведения.
*6. Найдите в повести черты летописи (стремление автора к дс кументальности, точности изображения событий) и устного народ ного творчества (постоянные эпитеты, гиперболизация, инверсш напевность и т. д.). Как сочетание этих черт обогащает произведени Древней Руси?
7. Прочитайте отрывок из поэмы поэта XIX в. Л. Мея о Ев патии Коловрате. Как вы думаете, почему автор назвал свое про изведение песней? Сравните описание подвига Евпатия Коловра та в повести и поэме, найдите общее и различное (в картине бог схватке Евпатия с противниками, отношение авторов к событии: использование средств художественной выразительности и т. д.).
Ваше мнение: какую ценность имеет литературное художест венное переложение?