Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

Древнерусская литература

Вопросы и задания к «Повести о Горе-Злочастии»

1. Прочитайте «Повесть...», стараясь себе представить все ее эпизоды и сцены в лицах. Составьте план, озаглавив каждую часть. Назовите героев и персонажей. Дайте краткий пересказ сюжета.

2. Давайте рассмотрим несколько сюжетно-тематических линий повести.

Первая. Молодец и родители.

Покажите, что все повествование согрето взаимной любовью Молодца и родителей, назовите эпизоды, где это наиболее ярко выражено.

Обратите внимание на песенку, которую напевает Молодец. Какая бытовая зарисовка в этой песенке делает чувство любви родителей и сына ощутимым, наглядным для читателя?

Вторая. Молодец и окружающие его люди.

Люди, с которыми встречается Молодец, как вы видите, делятся на две резко противоположные категории: добрых, которые наставляют молодого человека на путь истинный, и злых, постоянно обкрадывающих его. Добрые люди нигде не встречаются с родителями Молодца, но незримыми нитями они связаны с ними и с Богом. Как вы обнаруживаете эти связи в тексте?

Обозначьте внутренние связи, существующие между недостойными людьми и Горем-Злочастием.

Некоторые мудрецы утверждают: вне нас нет ничего такого, чего бы не было внутри нас. Внешнее равно внутреннему. Если следовать этому положению, помнить, какая борьба за душу Молодца разгорается вокруг него, - то что же за битва происходит в душе героя? Расскажите о ней.

Третья. Молодец и Горе-Злочастие.

Докажите, что Горе-Злочастие - это темные, бесовские силы. В каких действиях это выражается? Кроме того, найдите строки, где Горе-Злочастие, выступающее как одно лицо, вдруг разделяется на два: Горе и Злочастие. Такое внезапное разделение, характерно для бесов. Об этом нам рассказывают произведения фольклора и духовной литературы.

Проследите, как скрытно, воровски подкрадывается Горе-Злочастие к Молодцу и исподволь овладевает его душой и сознанием.

Как вы думаете, почему Горе-Злочастие одержало победу над Молодцем, хотя к этому времени Молодец стал взрослее, самостоятельнее, разумнее, нежели он был раньше?

Какой путь выбирает Молодец, чтобы избавиться от своего смертельного врага?

3. Теперь давайте вместе разберемся в одном очень важном вопросе: чем по смыслу связаны начало и конец произведения?

    а) Обратите внимание на зачин «Повести», определите границу между концом зачина и непосредственно началом повествования. Разделите зачин на смысловые части. За что и как Господь наказывает людей?

    б) Почему Молодец самостоятельно не может избавиться от Горя-Злочастия? Чем ему поможет жизнь в монастыре? (Не будем забывать, что жизнь человека в монастыре настраивает его на искреннее покаяние.)

Теперь постарайтесь ответить на вопрос: как же связаны начало и конец повести?

4. Как вы думаете, почему в повести нет ни одного имени собственного?

5. Как автор относится к своему беспутному герою?

 

 

???????@Mail.ru