Тепловые явления: Домашние экспериментальные задания
Первый уровень
3.1. Положите на наковальню большой гвоздь (или кусок проволоки) и ударами молотка расплющите его. Прикоснитесь пальцем. Что вы почувствовали? Объясните явление.
3.2. Возьмите в руки кусок железной проволоки и быстро согните ее несколько раз. Затем коснитесь пальцем места сгиба. Что вы обнаружили? Объясните явление.
3.3. Зажгите спичку двумя способами:
а) поместив ее в пламя горящей свечи;
б) чиркая спичкой о спичечный коробок.
Каковы причины увеличения внутренней энергии головки спички в каждом из случаев?
3.4. Прижмите монету к картону или какой-либо дощечке. Сделайте сначала 10, затем 20 и т. д. движений то в одну, то в другую сторону и заметьте, как изменяется температура тел в процессе трения. Как зависит изменение внутренней энергии от совершенной работы?
3.5. Возьмите в одну руку ножницы, а в другую — карандаш. Почему на ощупь ножницы кажутся холоднее?
3.6. Сравните по собственным ощущениям температуру деревянной и металлической ложек до погружения их в горячую воду, а затем через 4—5 мин после погружения. Объясните, почему в каждом из этих случаев температура ложек кажется различной.
3.7. Зайдите на кухню и посмотрите, как поступает ваша мама, чтобы не обжечься о горячую посуду. Какие физические свойства различных материалов она использует?
3.8. Достаньте из морозильной камеры холодильника кусочек льда. Попробуйте его сохранить в течение часа вне холодильника. Что вам для этого потребуется?
3.9. Греет ли шуба? Для выяснения этого возьмите термометр и, заметив его показания, закутайте в шубу. Спустя полчаса выньте его. Изменились ли показания термометра? Почему?
3.10. Измерьте термометром температуру воздуха у цоколя и над баллоном настольной электрической лампы накаливания. Объясните, куда перемещается теплый воздух.