Главная >> Информатика и ИКТ. 6 класс. Босова

§ 2.3. Понятие как форма мышления

Отношения между понятиями (окончание)

Отношение «соподчинение»

Соподчинением называется отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но которые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию. Это виды одного и того же рода. Пусть понятие А — «береста», В — «папирус», С — «глиняная дощечка», D — «бумага», Е — «магнитный диск», F — «носитель информации». Здесь А, В, С, D и Е соподчинены F:

Отношение «противоположность»

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами. Пусть понятие А — «компьютер с маленькой памятью», понятие В — «компьютер с большой памятью». Тогда:

Объемы этих двух понятий разделены объемом некоторого третьего понятия, например, понятия «компьютер со средней памятью».

Отношение «противоречие»

Пусть понятие А — «новый компьютер». Тогда другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т. е. «неновый компьютер»). Круг, выражающий это отношение, делится на две части: третьего понятия между ними нет:

    Самое главное

Реальные объекты сравнивают по размеру, цвету, форме и так далее.

При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми.

Сравнимые понятия могут находиться в отношениях тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.

    Вопросы и задания

1. На основании каких признаков мы сравниваем реальные объекты?

2. Какими словами выражаются отношения между объектами реальной действительности?

3. С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?

4. Какие понятия считаются несравнимыми? Приведите пример.

5. Приведите примеры понятий:

    а) тождественных;
    б) пересекающихся;
    в) подчиняющих и подчиненных;
    г) соподчиненных.

6. Приведите примеры понятий:

    а) противоположных;
    б) противоречащих.

Используйте рисунок.

7. В одном множестве 40 элементов, а в другом — 30. Какое максимальное количество элементов может быть в их:

    а) пересечении;
    б) объединении?

8. В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит пирожное или мороженое. Половина детей любит пирожное, а 20 человек — пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?

9. Внимательно рассмотрите примеры отношений:

Для каждого отношения придумайте 2-3 собственных примера.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru