|
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Информационная культура и информационная грамотность
В материалах ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) отмечается всеобъемлющий характер понятия информации: информация — «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».
Важная и всё возрастающая роль информации в современном мире требует от человека наличия информационной культуры, включающей в себя:
- понимание закономерностей протекания информационных процессов;
- умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации;
- умение представлять информацию в разных формах;
- умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий;
- умение применять полученную информацию для принятия решений;
- соблюдение этических норм и правил при использовании информации.
Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
|
Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.
Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:
- правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы;
- выработки стратегии эффективного поиска информации;
- организации и реорганизации информации;
- интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета);
- оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информацией;
- соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
- передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
- последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.
Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).
На рисунке 1.2 изображена международная эмблема информационной грамотности.
Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.
|
|