|
|
|
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура Некоторые приёмы работы с текстовой информациейОсновная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире. При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими: + — знакомая информация;
Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку. Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов. Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:
Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них. Кластер (от англ, cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.
Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denote — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил. 1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник. 2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:
3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия. 4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи. 5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий. На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система». Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.
1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок. 2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой). 3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки. 4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений. 5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку. 6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины. 7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой. На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».
|
|
|