— Здорово, что греки придумали Олимпийские игры и вообще соревнования. Они понимали, как важно всем показать, что ты самый сильный, самый смелый, самый свободный человек, которому всё дозволено! — сказал Антошка.
— А вот и нет! — ответил Источниковед. — Законы полиса контролировали каждую мелочь в жизни граждан: какие сажать деревья, пить вино, разбавленное водой, или нет, какие носить причёски, брить ли бороды и так далее. И вообще, семь греческих мудрецов говорили: «Чувство меры — превыше всего!». Если кому-то в Элладе долго сопутствовали победы, удача, слава — это считалось опасным, вызывающим зависть богов. По их воле чрезмерно счастливый смертный мог быть «повержен в прах, унижен, сломлен, подавлен, смят».
• Сравни мнение Антошки и приведённые факты. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским(с. 279).
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: полис, демократия, аристократия. (Словарь)
• Назови главных богов древних греков. (§ 21) Какие качества требовались от гражданина Афин, а какие - от гражданина Спарты? (§ 22)
Решаем проблему, открываем новые знания
Как стать гражданином
Перечисли цели и средства древнегреческого воспитания. Сделай вывод по проблеме.
В VII—VI веках до н.э. у греков пробудился интерес к личности каждого человека. Поэты вместо эпических подвигов героев стали описывать собственные чувства любви, зависти, надежды, а мастера-гончары оставляли свои имена на глиняных амфорах. И всё же ни один человек не мыслил своей свободы вне общины граждан полиса. Идеалом считался тот, кто способен принести пользу себе и согражданам, прекрасен телом и добр душой.