|
|
|
Глава 7. Цивилизация Древнего Рима
§ 37. Перемена «римских нравов»
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем • Объясни значение слов: республика, патриции и плебеи. (Словарь) • Как формировались органы власти и армия в Римской республике. (§ 33—34) Раздели изученную историю Рима на этапы, дай им названия. Решаем проблему, открываем новые знания Римская власть и эллинская культураПеречисли, что получили римляне от завоеваний? Вернувшись из походов в Грецию и Азию, богатые римские легионеры стали устраивать у себя в домах роскошные пиры. Раньше выборные цензоры, следившие за чистотой римских нравов, запрещали гражданам пользоваться ложками из золота и серебра. Теперь же богатые римляне по греческому обычаю возлежали во время пира в дорогих одеждах, рабы разносили им изысканные кушанья на золотых блюдах, а музыканты и танцовщицы услаждали слух и взор пирующих.
Рабы прибирались в комнатах своих римских хозяев, помогали им одеваться, причёсываться, готовили обед, а образованные греческие невольники становились домашними врачами, музыкантами, художниками, воспитывали детей своих господ. На латынь были переведены «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Римская знать стала говорить по-гречески не реже чем на родной латыни. Подражая грекам, римские поэты стали писать комедии и трагедии. В храмах глиняные изображения богов заменяют на мраморные статуи греческих мастеров. Римского Юпитера стали считать греческим Зевсом, Марса — Аресом, Нептуна — Посейдоном и т.д. Некоторые римляне, так же как сенатор Катон, говорили, что «греческие книги надо просматривать, а не изучать», иначе эллинский дух развращает «римскую доблесть и мужество». Однако греческий историк Поли бий, взятый в Рим заложником, отмечал, что теперь «господство над миром разделено: у римлян государственная власть, у эллинов — культурная».
|
|
|