— Победа Октавиана Августа при мысе Акций означала победу грекоримской цивилизации во всём Средиземноморье, — сказал Археолог. — За Октавиана стояли западные провинции - где граждане выбирали городские власти, свободно высказывали своё мнение. За его врагов — Антония и Клеопатру — восточные провинции, где раболепно преклонялись пред царём, покорно терпели насилие. Римский поэт Вергилий писал о том, что в небесах над флотами сражались прекрасно-человечные италийские боги Запада и полузвериные обликом египетские боги Востока.
— Однако позже, — возразил Источниковед, — римляне стали называть своих императоров «дикими восточными царями», а историк Тацит писал:
«Нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы бы утратили также и память, если бы забывать было бы столь же в нашей власти, как и безмолвствовать».
• Сравни два мнения о Римской империи. В чём они противоречат друг другу? Какой возникает вопрос? Сравни с авторским(с. 279).
Вспоминаем то, что знаем
• Объясни значение слов: государство, гражданин. (Словарь)
Перечисли причины, приведшие к замене республики империей.
Решаем проблему, открываем новые знания
Божественный император
Объясни выражение I—II веков: «Римская империя прячется в одежды республики». Сделай вывод по проблеме.
Победитель гражданских войн Октавиан был хилым и болезненным юношей, получившим образование в Греции. Но для легионеров он был приёмным сыном и наследником Цезаря. После десятилетий кровавых междоусобиц наступил мир. Торжественно были закрыты ворота храма Януса, от крывавшиеся во время войн. Был построен Алтарь мира — символ благоденствия Римского государства. В 27 году до н.э. Октавиан заявил, что не желает быть диктатором и удаляется от правления. Однако сенат «упросил» его сохранить за собой власть и даровал ему титул Август — «Божественный», «Священный», как боги.