Главная >> История Древнего мира. 5 класс. Данилов

Глава 1. Первобытный мир

§ 5. Первые мастера и воины

    Определяем проблему урока

— Да, красивые рисунки делали первобытные люди! — сказал Антошка, разглядывая альбом Археолога с фотографиями наскальной живописи (см. иллюстрации ниже). — Наверное, первобытные художники часто показывали своим друзьям всех этих быков и мамонтов?

— А вот это вряд ли! — заметил Археолог. — Большинство этих рисунков расположено в дальних ответвлениях пещер. Чтобы добраться до них, нужно долго идти в полной темноте, карабкаться по отвесным стенам, пролезать через узкие лазы.

• Сравни впечатления Антошки и факты, приведённые Археологом. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

    Вспоминаем то, что знаем

• Объясни значение слов: родовая община, племя, народ. (Словарь)

Составь логическую цепочку рассуждений: как возникли земледелие и скотоводство? (§ 4)

    Решаем проблему, открываем новые знания

Человек человеку - сосед!

    • Определи причины и последствия образования соседских общин.

    Сделай вывод по проблеме урока.

Столетие за столетием накапливали опыт первые земледельцы-скотоводы. Они поклонялись уже не животным-покровителям, а богам — могучим духам (силам) природы, от которых зависел урожай: колдуны просили Солнце о тепле, Отца-Небо - о дожде, Мать-Землю — о рождении плодов. Особо заботились о земле — тщательно рыхлили её мотыгами, делали борозды сучковатыми палками. Это отнимало много времени и сил, необходимо было посеять как можно больше семян. Тогда люди стали делать большие мотыги и волокли их по полю за собой. Наконец, в конце IV тысячелетия до н.э. смастерили плуг, который тащили животные, а человек шёл сзади и поправлял орудие, чтобы оно ровно пахало землю. Так появилось пашенное земледелие.

    Богиня-мать, символ плодородия

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru