|
|
|
Глава 1. Первобытный мир
§ 5. Первые мастера и воины
Определяем проблему урока
Вспоминаем то, что знаем • Объясни значение слов: родовая община, племя, народ. (Словарь) Составь логическую цепочку рассуждений: как возникли земледелие и скотоводство? (§ 4) Решаем проблему, открываем новые знания Человек человеку - сосед!• Определи причины и последствия образования соседских общин. Сделай вывод по проблеме урока. Столетие за столетием накапливали опыт первые земледельцы-скотоводы. Они поклонялись уже не животным-покровителям, а богам — могучим духам (силам) природы, от которых зависел урожай: колдуны просили Солнце о тепле, Отца-Небо - о дожде, Мать-Землю — о рождении плодов. Особо заботились о земле — тщательно рыхлили её мотыгами, делали борозды сучковатыми палками. Это отнимало много времени и сил, необходимо было посеять как можно больше семян. Тогда люди стали делать большие мотыги и волокли их по полю за собой. Наконец, в конце IV тысячелетия до н.э. смастерили плуг, который тащили животные, а человек шёл сзади и поправлял орудие, чтобы оно ровно пахало землю. Так появилось пашенное земледелие.
|
|
|