|
|
|
Введение
Мир на рубеже Нового и Новейшего времениЗдравствуй, читатель! Эта книга описывает события примерно последних ста лет истории человечества. Путешествие, начавшееся в глубине веков, подходит к дням сегодняшним.
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, давай вспомним исторический путь человечества. Более 2 млн лет назад, когда разошлись эволюционные пути предков людей и современных человекообразных обезьян, жизнь первых человеческих коллективов была довольно незамысловатой. Прошли сотни веков, сменились тысячи поколений, пока первые люди научились добывать огонь, выращивать съедобные растения. Всего лишь 5 тыс. лет назад, построив города, придумав письменность, люди взошли на ступень цивилизации. Народы создавали государства, пророки провозглашали религии, гении изобретали: появились колесо и парус, порох и печатный станок, паровоз и электроосвещение. Люди осваивали родную планету, постепенно осознавая себя единым человечеством. Выбери и выполни одно из двух заданий: 1. По схеме на с. 6 составь рассказ-описание истории человечества от первобытности до наших дней. Обязательно используй словосочетания из списка (см. ниже). Сделай вывод об отличительных особенностях Новейшего времени. 2. В своей тетради изобрази схему: «Реконструкция Всемирной истории по теориям цивилизаций и модернизации», заменив рисунки-символы в образце на с. 6 словосочетаниями из списка (см. ниже). Сделай вывод: как можно объяснить отличие Новейшего времени от Нового? СПИСОК: Модернизация. Машинная промышленность (индустрия). Городское население преобладает над сельским. Гражданское равноправие. Массы населения вовлечены в политическую жизнь (выборы органов власти, участие в партийных митингах, демонстрациях). Массовое образование. Общечеловеческая цивилизация. Начало XX века на ЗападеРубеж между Новым и Новейшим временем ученые определяют по- разному (начало Первой мировой войны, рубеж XIX-XX веков). В любом случае около 100 лет назад родились те, чье детство пришлось на самое начало Новейшего времени. В начале XX века уже практически все дети европейских и североамериканских городов ходили в школы. Они ездили на трамваях или мчались вдогонку первым автомобилям. Над обеденными столами все чаще вместо свечей и керосиновых ламп зажигались электрические светильники. От смертельных ранее болезней оберегали прививки и новые лекарства. Об ужасах неурожайных голодных лет ребятишки могли услышать только от своих бабушек. Но жизнь детей из разных семей сильно различалась. Сын владельца крупной монополии с детства был наследником десятка заводов и банков, пароходов и автомобилей, домов и газет. Мог избрать карьеру бизнесмена, политика, писателя: деньги финансовой олигархии открывали многие двери. Детям из семей среднего класса больше нужно было рассчитывать на себя. Владельцы небольших мастерских и магазинчиков, сельские фермеры, инженеры, врачи стремились дать своим детям хорошее образование, чтобы они могли открыть собственное дело или зарабатывать на жизнь умом и талантом. У мальчишек и девчонок из семей рабочего класса детство заканчивалось раньше, чем у их сверстников. Уже в 11 — 13 лет многие из них шли работать на заводы и в мастерские, чтобы пополнить скудные семейные доходы. Над рабочим всегда висела угроза увольнения и безработицы, особенно в периоды экономических кризисов перепроизводства. Однако на рубеже XIX—XX веков в результате забастовок и демонстраций, организованных профсоюзами, во многих странах пролетарии добились от предпринимателей и правительств ограничения рабочего дня до 10—8 часов, повышения зарплаты, назначения пенсий. В начале XX века в ряде стран уходили в прошлое порядки авторитарного государства, в котором глава управлял без совета с народом, запрещая критиковать свои действия. В большинстве стран Запада утвердилась свобода слова, правительства стали назначаться парламентами, а те, в свою очередь, избирались на демократических выборах. Политические партии консерваторов, либералов, социалистов боролись за голос каждого избирателя, поэтому во власти постоянно были люди, отстаивающие интересы не только олигархов-монополис- тов, но и среднего класса и рабочих. Права и свободы, прежде всего свобода слова, позволяли формирующемуся гражданскому обществу бороться с жадностью монополий, продажностью чиновников и депутатов, за установление демократического правового государства. Объясни (возможно, с помощью словаря) основные значения слов, выделенных в тексте на этой странице. Составь из них единую схему. По схеме перечисли основные особенности экономики индустриального общества.
|
|
|