Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 2. Времена революций и войн (Страны Европы. Конец XVI - начало XVIII века)

§ 11. Пограничье Европы (продолжение)

Австрийская держава XVI-XVIII веков

Опиши схему (см. пример на с. 24). Какие конфликты возможны при такой системе управления?

К началу XVIII века сословные собрания Австрийской державы потеряли почти все свои права. Во главе чиновничьего аппарата стояла феодальная аристократия Австрии, Чехии и Венгрии. Бесконечные войны привели к упадку многих торгово-ремесленных городов на территории державы. Крестьяне вновь были обращены в крепостную зависимость. Дворяне заставляли их ходить на барщину и продавали выращенный крестьянами хлеб в страны Западной Европы. Иезуитские школы широко распространили католическую культуру среди жителей городов и сёл. В то же время иезуиты изъяли из библиотек университетов Вены и Праги все запрещённые Тридентским собором книги.

Австрийская держава Габсбургов стала абсолютной монархией.

Новое государство Речь Посполитая — союз Польши и Литвы

Определи свою позицию и докажи её с помощью фактов: Речь Посполитая - это монархия или республика?
Ответь на тот же вопрос с позиции поляка-шляхтича, еврея-мещанина, украинца-монаха.
Сделай вывод по проблеме.

Другой многонациональной католической страной был союз Польши и Литвы. Его землевладельческая знать — паны-магнаты были потомками польских и литовских вельмож, древнерусских бояр и князей. Они были полными господами всех крестьян и горожан, их обширных владений. Также от разных народов происходило и сословие рыцарей-дворян — шляхтичей* . Вместе с крестьянами они составляли около 90% жителей страны. Однако число городов в начале XVI века в ПольскоЛитовском государстве стремительно росло, и населявшие их торговцы и ремесленники звались мещанами**. Во многих «местах» и «местечках» рядом с рыночной площадью появились иудейские синагоги. Дело в том, что в города Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, спасаясь от преследований инквизиции Испании и Германии, переселилось много евреев, исповедовавших иудаизм. Предприимчивые и богатые евреи занялись ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Оживившиеся торговые связи способствовали сближению разных земель.

    * От польского «шлях» (szlach) — дорога, путь.
    ** От польского слова «място» (miasto) — город.

После долгих переговоров в городе Люблине в 1569 году депутаты магнатов и шляхты Польши и Великого княжества Литовского приняли решение окончательно объединить два государства. Так была заключена Люблинская уния. Высшим органом власти стал ежегодный шляхетский сейм — собрание панов-магнатов и шляхты. Они избирали нового короля, который правил пожизненно, но не мог передать свой трон по наследству. Паны имели право открыто критиковать своего короля, содержать собственные воинские отряды и даже объявлять войну своему государю. На сейме все вопросы нужно было решать единогласно, так как у каждого пана-магната было право «либерум вето» — свободного запрещения любого королевского решения. Новое государство землевладельцы назвали Речь Посполитая***.

    *** Восходит к латинскому «res publica» — общественное дело.

Несмотря на объединение, у Польши и Великого княжества Литовского сохранялись свои армии, чиновники и даже государственные языки (польский и старобелорусский). Украина при этом была передана в управление Польше. Польские паны-магнаты стали объявлять своей собственностью города и села на правом и левом берегах Днепра. Потомки древнерусских князей и бояр Острожские, Вишневецкие сначала сопротивлялись этому захвату, но постепенно их роды принимали польский язык, обычаи и переходили на сторону короля. Католические священники стали добиваться объединения Церквей. Под нажимом властей на соборе православных священников, проходившем в Бресте в 1596 году, была утверждена Брестская уния, по которой создавалась новая Униатская церковь.

Речь Посполитая XVI-XVIII веков

Опиши схему (см. пример на с. 24).
На твой взгляд, можно ли данное государство считать республикой? демократической республикой?

Древнерусский собор Святой Софии в Киеве

В Украину и Белоруссию быстро проникли иезуиты. В их академиях и училищах бесплатно преподавали языки, логику, философию детям шляхты и простых горожан. Для поступления в эти учебные заведения от детей требовались только крепость тела, сообразительность и последующая преданность католицизму. Десятки иезуитских типографий распространяли среди населения католические книги. Новые поколения белорусов и украинцев стали забывать родной язык и культуру. В ответ на действия католиков начали возникать православные братства - объединения горожан вокруг церквей и монастырей, не принявших Брестскую унию. На свои пожертвования они создавали школы и типографии, печатали книги на кириллице. Центром православного образования в Речи Посполитой стала Киево-Могилянская академия. Она была создана в 1632 году киевским православным митрополитом Петром Могилой. Здесь изучали те же «западноевропейские науки», но с целью защиты православия.

Она признала Папу главой Церкви, но управлялась своими униатскими епископами. Все вопросы вероучения определялись католическими догматами. Однако богослужения велись на старославянском языке, и обряды были православными. По инициативе польских властей на православных землях появилось около 100 костёлов, в то время как возведение православных церквей было запрещено.

В новом государстве, Речи Посполитой, обострилась борьба между католиками и православными.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru