|
|
|
Глава 2. Времена революций и войн (Страны Европы. Конец XVI - начало XVIII века)
§ 11. Пограничье Европы (продолжение)
Опиши схему (см. пример на с. 24). Какие конфликты возможны при такой системе управления? К началу XVIII века сословные собрания Австрийской державы потеряли почти все свои права. Во главе чиновничьего аппарата стояла феодальная аристократия Австрии, Чехии и Венгрии. Бесконечные войны привели к упадку многих торгово-ремесленных городов на территории державы. Крестьяне вновь были обращены в крепостную зависимость. Дворяне заставляли их ходить на барщину и продавали выращенный крестьянами хлеб в страны Западной Европы. Иезуитские школы широко распространили католическую культуру среди жителей городов и сёл. В то же время иезуиты изъяли из библиотек университетов Вены и Праги все запрещённые Тридентским собором книги. Австрийская держава Габсбургов стала абсолютной монархией. Новое государство Речь Посполитая — союз Польши и Литвы Определи свою позицию и докажи её с помощью фактов: Речь Посполитая - это монархия или республика?
Другой многонациональной католической страной был союз Польши и Литвы. Его землевладельческая знать — паны-магнаты были потомками польских и литовских вельмож, древнерусских бояр и князей. Они были полными господами всех крестьян и горожан, их обширных владений. Также от разных народов происходило и сословие рыцарей-дворян — шляхтичей* . Вместе с крестьянами они составляли около 90% жителей страны. Однако число городов в начале XVI века в ПольскоЛитовском государстве стремительно росло, и населявшие их торговцы и ремесленники звались мещанами**. Во многих «местах» и «местечках» рядом с рыночной площадью появились иудейские синагоги. Дело в том, что в города Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, спасаясь от преследований инквизиции Испании и Германии, переселилось много евреев, исповедовавших иудаизм. Предприимчивые и богатые евреи занялись ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Оживившиеся торговые связи способствовали сближению разных земель. * От польского «шлях» (szlach) — дорога, путь.
После долгих переговоров в городе Люблине в 1569 году депутаты магнатов и шляхты Польши и Великого княжества Литовского приняли решение окончательно объединить два государства. Так была заключена Люблинская уния. Высшим органом власти стал ежегодный шляхетский сейм — собрание панов-магнатов и шляхты. Они избирали нового короля, который правил пожизненно, но не мог передать свой трон по наследству. Паны имели право открыто критиковать своего короля, содержать собственные воинские отряды и даже объявлять войну своему государю. На сейме все вопросы нужно было решать единогласно, так как у каждого пана-магната было право «либерум вето» — свободного запрещения любого королевского решения. Новое государство землевладельцы назвали Речь Посполитая***. *** Восходит к латинскому «res publica» — общественное дело. Несмотря на объединение, у Польши и Великого княжества Литовского сохранялись свои армии, чиновники и даже государственные языки (польский и старобелорусский). Украина при этом была передана в управление Польше. Польские паны-магнаты стали объявлять своей собственностью города и села на правом и левом берегах Днепра. Потомки древнерусских князей и бояр Острожские, Вишневецкие сначала сопротивлялись этому захвату, но постепенно их роды принимали польский язык, обычаи и переходили на сторону короля. Католические священники стали добиваться объединения Церквей. Под нажимом властей на соборе православных священников, проходившем в Бресте в 1596 году, была утверждена Брестская уния, по которой создавалась новая Униатская церковь.
Опиши схему (см. пример на с. 24).
Она признала Папу главой Церкви, но управлялась своими униатскими епископами. Все вопросы вероучения определялись католическими догматами. Однако богослужения велись на старославянском языке, и обряды были православными. По инициативе польских властей на православных землях появилось около 100 костёлов, в то время как возведение православных церквей было запрещено. В новом государстве, Речи Посполитой, обострилась борьба между католиками и православными.
|
|
|