Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 3. За пределами новой Европы (Америка и Восток. XVI-XVIII века)

§ 13. Борьба европейцев за колонии

    Постановка проблему урока

    Описание невольничьего рейса в Америку, сделанное португальским историком Мартиншем Оливейрой

«Сваленные в трюм невольники напоминали муравейник живых тел, они жадно приникали к железным решёткам люка в поисках глотка свежего воздуха. То и дело происходили жестокие драки, слышались яростные вопли... Внутри трюма царил мрак, несчастные то пребывали в безысходной апатии, то терзались, переполненные отчаянием и ненавистью. Одни пытались удавиться, другие расплющивались толпой».

    Описание перевозки в Америку европейцев, сделанное одним коммерсантом

«Капитан корабля предлагает в европейском порту свои условия иммигрантам. Те, что оплатить не могут, перевозятся за счёт капитана. Он, дабы возместить свои затраты, объявляет по прибытии в порт, что привёз ремесленников, подёнщиков, домашних слуг и что с ними условлено, что они будут наняты от его имени на службу на срок от 3 до 7 лет. Хозяева платят капитану, а нанявшихся переселенцев обязаны только кормить, одевать и предоставлять жильё. По истечении срока их службы им дают одежду, лопату и они совершенно свободны».

Сравни данные двух источников о том, кто в основном заселяет колонии - свободные или рабы? Какое заметно противоречие? Сформулируй проблему (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Объясни значение понятий: колониальная империя, метрополия, колонии, фактории, капиталистические отношения, протестанты, лютеране, кальвинисты.
• Когда и кем осуществлялись Великие географические открытия, к каким последствиям они привели? (§ 1, 2) Когда произошла и чем закончилась Нидерландская революция? (§ 7) Выдели особенности западной цивилизации Нового времени. (§ 6)

    Решение проблемы

Передел мира

С помощью конкретных фактов докажи, что голландцы перехватили лидерство в колониальном мире. Сделай предварительный вывод об использовании колоний европейцами.

После победы Нидерландской революции голландцы получили возможность плавать в южных морях. Одновременно Испания подчинила Португалию, и португальские колонии стали получать меньше помощи из метрополии. Воспользовавшись этим, голландцы начали отовсюду вытеснять португальцев. В 1596 году голландские купцы прибыли на «острова пряностей». Местный султан, недовольный португальцами, разрешил голландцам закупать перец и пряности. По возвращении в Амстердам этот товар был продан в 1000 раз дороже, чем куплен на островах! Все купцы, желавшие принять участие в такой выгодной торговле, в 1602 году объединились в купеческую голландскую Ост-Индскую компанию. Её капитал складывался из сумм, выделенных акционерами. Совет директоров нанимал корабли, моряков и солдат, закупал товары и припасы и снаряжал экспедиции в далёкое плавание. От правительства Республики Соединённых провинций компания получила право вести войны и заключать союзы, захватывать земли и управлять местным населением.

В 1618 году на индонезийском острове Ява появилась первая голландская крепость. К 1641 году почти все португальские фактории в Индонезии были отвоёваны голландцами, которые теперь полностью контролировали торговлю пряностями. Постепенно под их контроль перешли фактории в Китае и Японии. Одновременно выходцы из Нидерландов основали свои поселения в Южной Африке (Кейптаун), Северной и Южной Америке, открыли побережье Австралии.

Судьба колоний в Латинской Америке

Оцени методы ведения хозяйства в странах Латинской Америки с точки зрения коренного населения, колонизаторов и с точки зрения человека XXI века. Сделай вывод по проблеме урока.

Несмотря на активность голландцев, большинство земель в Америке принадлежало испанцам и португальцам. Поскольку официальными языками здесь были романские (латинские) языки (испанский и португальский), все эти земли получили название Латинская Америка.

Из потомков испанских переселенцев-дворян сформировался особый социальный слой местных землевладельцев-плантаторов — креолы. Они старались во всём копировать порядки и обычаи родины своих предков — Испании и Португалии. Основную массу рабочего населения составляли зависимые от плантаторов индейские земледельцы и горожане, а также негры-рабы. Труд негров использовался на самых тяжёлых работах — на сахарных и хлопковых плантациях. Жизнь этих людей ценилась гораздо ниже жизни индейцев. Их заставляли работать по 18—20 часов в сутки, при этом кормили всего два раза в день. К тем, кто пытался сопротивляться, применялись изуверские методы «воспитания»: к ноге бунтаря приковывали тяжёлую цепь, на конце которой было закреплено бревно. Чтобы невольник мог выполнять работу, ему приходилось поднимать бревно себе на плечи. В то же время в Латинской Америке рождалось всё больше детей от смешанных браков. Поэтому среди рабов, земледельцев, горожан возникли новые расовые типы: метисы (потомки индейцев и европейцев), мулаты (потомки негров и европейцев), самбо (потомки индейцев и негров).

В трюме корабля, совершающего невольничий рейс из Африки в Америку

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru