|
|
|
Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)
§ 23. Франция: от террора к диктатуре
Постановка проблему урока
Повторение необходимых знаний • Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения, капиталистические и феодальные порядки.
Решение проблемы Конец якобинской диктатуры — термидорианский переворотКакие причины, на твой взгляд, привели к падению якобинской диктатуры? Представь, что ты оказался во Франции во времена якобинской диктатуры. Как ты можешь объяснить действия якобинцев с точки зрения санкюлота, аристократа, монаха, буржуа? Какие действия якобинцев ты можешь оправдать, а какие — нет? Сделай вывод по проблеме. Действия якобинцев настраивали против них многих французов. Будучи атеистами, масонами или просто не признавая Христианскую Церковь, якобинцы начали реформы по её уничтожению. Католическое богослужение отменялось, священников принуждали к отречению, церкви закрывались. Было запрещено преподавать все богословские дисциплины. При этом Конвент установил всеобщее бесплатное начальное образование, превратил королевский дворец Лувр в национальный музей, создал Национальную библиотеку и архив. Одновременно с этими просветительскими шагами якобинцы усиливали революционный террор. В городах по-прежнему не хватало хлеба, так как по «установленным ценам» продавать его было невыгодно. Хлеб предлагали тайно от властей за большие деньги, и санкюлоты требовали от правительства новых казней воров, спекулянтов, контрреволюционеров. В результате за время якобинской диктатуры было отправлено на гильотину 17 тысяч человек. Причём из них спекулянтом был лишь каждый сотый, дворянином — каждый десятый, а вот половина казнённых были крестьянами или рабочими. Зачастую казнённые ни в чём не были виноваты перед революционными властями. Просто на них написали донос соседи или якобинские чиновники, желавшие поживиться их имуществом или свести старые счёты, а в революционном трибунале с этим некогда было разбираться. Государственный террор привёл к расколу якобинцев. Среди них сложилась группа «снисходительных» во главе с Дантоном, которая требовала остановить террор, отменить диктатуру и ввести в действие Конституцию 1793 года. Их противниками были «крайние» якобинцы. Они прославляли «святую гильотину», которая, по их мнению, восстанавливает справедливость и не позволяет утвердиться новым богачам, «поднявшимся на развалинах феодализма». Роль центра между «снисходительными» и «крайними» играли Робеспьер и его сторонники. Сначала они осудили в Конвенте и отправили на гильотину «крайних». Вскоре такая же судьба ждала и «снисходительных». Дантона предупреждали о готовящейся расправе и предлагали бежать за границу, на что он ответил: «Разве можно унести Отечество на подошвах башмаков!» Вместе с ближайшими соратниками Дантон был арестован и предстал перед революционным трибуналом, одним из основателей которого он являлся. 5 апреля 1794 года он был обезглавлен. Когда телега, в которой осуждённых везли на место казни, проезжала мимо дома Робеспьера, Дантон крикнул на весь квартал своим громовым голосом: «Ты последуешь за мной, Робеспьер!»
|
|
|