Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 4. Просвещённый век (Страны Запада. XVIII век)

§ 23. Франция: от террора к диктатуре

    Постановка проблему урока

    События 18-19 брюмера (1799 год) по описаниям французских и иностранных газет

    19 ноября депутаты парламента (Совета Законодательного корпуса) вместо того, чтобы одобрить отставку Директории и назначение генерала Бонапарта командующим войсками Парижа, стали выражать сомнения в законности этих действий. Генерал Бонапарт явился в зал заседания и попытался пройти к трибуне. Однако при его появлении все депутаты вскочили со скамей и стали неистово отталкивать генерала, угрожая ему кинжалами и пистолетами. Со всех сторон неслось: «Долой диктатора! Вне закона его!» (казнь на гильотине). Один депутат попытался ударить Бонапарта кинжалом, но его спас находившийся рядом солдат - кинжал вспорол ему рукав камзола.

    Вырвавшись из дворца, генерал Бонапарт вскочил на коня и помчался перед строем солдат революционной армии.

    — Только что заговорщики из депутатов Совета угрожали мне, Республике и народу кинжалом! — кричал Бонапарт. — Солдаты, могу ли я рассчитывать на вас?

    Отряд гренадёр под барабанный бой и с ружьями наперевес вошёл в зал заседаний Совета. Генерал Мюрат выкрикнул: «Вышвырните всю эту свору вон!» Не дожидаясь исполнения приказания, депутаты сами бросились прочь.

    Вся власть до разработки новой Конституции передаётся комиссии во главе с генералом Бонапартом.

    Сравни итоги революции по этим сведениям с основным документом Великой французской революции — «Декларацией прав человека и гражданина» (с. 253). Какое наблюдается противоречие между целью и результатом? Сформулируй проблему (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения, капиталистические и феодальные порядки.
• Объясни значение понятий: государство, революция, якобинская диктатура.
• Выдели главные события разных этапов Великой французской революции (§ 21, 22). Почему возникла 1-я антифранцузская коалиция? (§ 22)

    Решение проблемы

Конец якобинской диктатуры — термидорианский переворот

Какие причины, на твой взгляд, привели к падению якобинской диктатуры? Представь, что ты оказался во Франции во времена якобинской диктатуры. Как ты можешь объяснить действия якобинцев с точки зрения санкюлота, аристократа, монаха, буржуа? Какие действия якобинцев ты можешь оправдать, а какие — нет? Сделай вывод по проблеме.

Действия якобинцев настраивали против них многих французов. Будучи атеистами, масонами или просто не признавая Христианскую Церковь, якобинцы начали реформы по её уничтожению. Католическое богослужение отменялось, священников принуждали к отречению, церкви закрывались. Было запрещено преподавать все богословские дисциплины. При этом Конвент установил всеобщее бесплатное начальное образование, превратил королевский дворец Лувр в национальный музей, создал Национальную библиотеку и архив.

Одновременно с этими просветительскими шагами якобинцы усиливали революционный террор. В городах по-прежнему не хватало хлеба, так как по «установленным ценам» продавать его было невыгодно. Хлеб предлагали тайно от властей за большие деньги, и санкюлоты требовали от правительства новых казней воров, спекулянтов, контрреволюционеров. В результате за время якобинской диктатуры было отправлено на гильотину 17 тысяч человек. Причём из них спекулянтом был лишь каждый сотый, дворянином — каждый десятый, а вот половина казнённых были крестьянами или рабочими. Зачастую казнённые ни в чём не были виноваты перед революционными властями. Просто на них написали донос соседи или якобинские чиновники, желавшие поживиться их имуществом или свести старые счёты, а в революционном трибунале с этим некогда было разбираться.

Государственный террор привёл к расколу якобинцев. Среди них сложилась группа «снисходительных» во главе с Дантоном, которая требовала остановить террор, отменить диктатуру и ввести в действие Конституцию 1793 года. Их противниками были «крайние» якобинцы. Они прославляли «святую гильотину», которая, по их мнению, восстанавливает справедливость и не позволяет утвердиться новым богачам, «поднявшимся на развалинах феодализма». Роль центра между «снисходительными» и «крайними» играли Робеспьер и его сторонники. Сначала они осудили в Конвенте и отправили на гильотину «крайних». Вскоре такая же судьба ждала и «снисходительных». Дантона предупреждали о готовящейся расправе и предлагали бежать за границу, на что он ответил: «Разве можно унести Отечество на подошвах башмаков!» Вместе с ближайшими соратниками Дантон был арестован и предстал перед революционным трибуналом, одним из основателей которого он являлся. 5 апреля 1794 года он был обезглавлен. Когда телега, в которой осуждённых везли на место казни, проезжала мимо дома Робеспьера, Дантон крикнул на весь квартал своим громовым голосом: «Ты последуешь за мной, Робеспьер!»

Культ «Высшего Существа»

В Париже якобинцы пытались заменить христианство «культом Разума» или «культом Высшего Существа». По улицам возили телеги с полуобнажёнными женщинами - символом свободы, а в бывших храмах выставляли портреты «мучеников свободы» — таких, как Марат. Революционеры были уверены, что их время — это начало совершенно новой эпохи для человечества. Поэтому в октябре 1793 года Конвент заменил христианские летосчисление и календарь новыми, революционными. Началом новой эры считалось объявление республики 22 сентября 1792 года, после чего шёл 1-й год республики, 2-й и так далее. Названия месяцев тоже изменились: термидор (июль-август) — «жаркий»; брюмер (октябрь-ноябрь) — «туманный» и так далее. Были переименованы города, улицы и площади. Даже новорождённым детям давали революционные имена — Мараты и Маратины, Санкюлоты и прочие.

Во времена «Большого террора» якобинцев

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru