|
|
|
Глава 4. Мир за пределами Запада 1800—1880-е гг.
Западные колонизаторы делят мир
Постановка проблемы урока
Повторение необходимых знаний • Объясните значение слов: исламская, индийская, дальневосточная цивилизации; колония, метрополия, колониальная империя, капиталистические отношения.
Решение проблемы Индустриальный Запад и аграрный ВостокПо карте на форзаце 1 перечислите колониальные владения европейских держав на 1800 год. Как изменились владения Англии и Франции к 1880-м годам? В чем в XIX веке заключался возросший интерес лидеров Запада к странам Востока? Свой ответ объясните, опираясь на факты. Сделайте вывод о целях людей Запада в отношении Востока. В разное время значения слов «Запад» и «Восток» для истории человечества менялись. Для XIX века Запад — это территория, где были распространены ценности западной цивилизации: значимость личности в обществе, частная собственность, христианская культура, светские науки и искусства. Охватывая Западную Европу, область распространения этих ценностей на западе достигала Северной и отчасти Южной Америки, а на востоке проходила по территории Российской империи. Иногда все земли, расположенные за пределами этой области, называют Востоком. Однако в узком смысле Восток в начале XIX века — это существовавшие с древних времён цивилизации, ценности которых отличаются от ценностей Запада: исламская, индийская, дальневосточная. Они занимают пространства Северной Африки, Западной, Южной, Центральной и Восточной Азии. За пределами Запада и Востока располагались особые культурные регионы: населённые первобытными племенами Австралия и Океания, Тропическая Африка, а также сложная по составу жителей Латинская Америка. Часть этих регионов постепенно включались в орбиту западной цивилизации.
На взгляд представителей стран Запада, где в XIX веке стремительно росли города, поднимались дымящие заводские трубы, а паровозы и пароходы «съедали» расстояние между странами, Восток с его сельскими общинами, небольшими ремесленноторговыми городами, традиционными порядками аграрного общества словно остановился в развитии. Между тем уже в раннее Новое время (XV—XVIII века) европейские морские торговцы связали все части света в единый мировой рынок. Защищая свои торговые интересы, западные правительства захватывали заморские территории и превращали их в колонии. Так, вокруг европейских держав — метрополий — сложились колониальные империи.
Каждая из них в XIX веке имела свои особенности. Испания, Португалия и Голландия постепенно сдавали свои позиции. Франция, теряя в годы Наполеоновских войн одни владения, впоследствии приобретала другие. Россия присоединяла к себе только те территории, которые примыкали к её границам, вследствие чего её колонии очень сложно было отличить от метрополии. Германия и Италия включились в борьбу за колонии лишь после образования единых государств - а значит, позже всех. Владения же Британской империи оказались самыми обширными и разбросанными по всему земному шару. Современники говорили: «Во владениях английской королевы никогда не заходит солнце». Англичане же использовали и самые разнообразные формы управления колониями. Собственно колонией называлась территория, на которой присланные из метрополии чиновники издавали распоряжения, собирали налоги, вершили суд и при помощи солдат подавляли любые выступления местного населения. Протекторатом называлось государство, в котором верховная власть принадлежала присланному из метрополии генерал-губернатору, а уже ему подчинялся местный правитель (султан, раджа, вождь). Войска и деньги метрополии обеспечивали прочность положению местных властителей, в то время как сами они действовали в интересах колонизаторов (издавали необходимые распоряжения, собирали налоги, вершили суд, содержали отряды полиции). Некоторые колонии, где было много белых переселенцев (Канада, Австралия, Южная Африка), англичане объявляли своими доминионами — автономиями, население которых создавало собственный парламент, правительство, армию, но все свои решения автономные власти должны были согласовывать с английским правительством. Полуколонией называли государство, которое внешне сохраняло независимость, имело свои правительство, законы, армию, но при этом специальные договоры с западными державами ограничивали независимость этого государства в интересующих колонизаторов вопросах относительно пошлин на иностранные товары, правил внутренней торговли, распоряжения собственной казной и т.д. Все эти формы колониального господства многие европейцы полагали вполне справедливыми. Зачастую людей не европейской культуры считали «дикими варварами», которым «белый человек» должен принести «истинное просвещение». К XIX веку обширные пространства исламского мира — Ближний и Средний Восток — интересовали европейцев уже не столько как пересечение торговых путей, сколько как плодородные земли, способные поставлять европейским фабрикам хлопок, шёлк-сырец, необработанные кожи и шерсть, масличные семена, красящие природные вещества и т.д. Одновременно европейские промышленники стремились сбыть излишки своих товаров в мусульманских городах. Страны индийской цивилизации манили к себе европейцев не столько как продавцы восточных тканей, драгоценных камней и металлов, сколько как производители необработанного хлопка, шерсти, сахара, красящих веществ для европейских фабрик. Европейцы сами были заинтересованы в расширении продажи своих тканей и металлических изделий среди многомиллионного населения этих территорий. Страны дальневосточной цивилизации также представлялись европейским колонизаторам неисчерпаемым рынком для западных фабричных товаров. В XIX веке индустриальный Запад стал рассматривать аграрный Восток как источник сырья и рынок сбыта промышленных товаров.
|
|
|