Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 4. Мир за пределами Запада 1800—1880-е гг.

§ 16. Индия — «жемчужина Британской империи»

    Постановка проблемы урока

    Из воззвания восставших сипаев к жителям Индии в 1857 году

«Не англичанам, тиранам и угнетателям, управлять нами... Объединимся же для совместной защиты жизни, имущества, веры и прогоним англичан. Пусть все индусы и мусульмане окажут нам посильную помощь».

Судя по этому источнику, британское владычество воспринималось в Индии положительно или отрицательно?

    Справочные сведения

Судя по этим сведениям, британское владычество в Индии имело положительные или отрицательные последствия? Сравните выводы и сформулируйте проблему (авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Объясните значение слов: индийская цивилизация, индуизм и индусы, ислам и мусульмане, колония.
• В чём заключался интерес европейцев к Индии? Какие европейские колониальные владения существовали в Индии к началу XIX века? (§ 14) Каковы особенности природы и населения Южной и Юго-Восточной Азии? (Учебник географии для 7-го класса «Земля — планета людей»)

    Решение проблемы

Индия в начале XIX века

По карте на форзаце 1 определите, какие независимые государства существовали в Южной и Юго-Восточной Азии к 1800 году. Какие изменения произошли к 1880-м годам? Основываясь на фактах, определите уровень модернизации Индии в начале XIX века. Сделайте вывод: существовала ли, на ваш взгляд, в индийском обществе потребность в модернизации? Какой предварительный вывод о последствиях колонизации для Индии можно сделать?

Могольский император Индии Бахадур-шах II. XIX в.

К началу XIX века полуостров Индостан населяли около 200 млн человек, разделённых на множество разноязычных народов и племён. На севере в основном говорили на языках индоевропейской группы (хинди, бенгали и другие), а на юге — на дравидских языках. Однако для самих индийцев более важным было деление на сотни профессиональных каст, образующих пирамиду индийского общества. Науками, государственным правлением могли заниматься только те, кто принадлежал к одной из высших каст. Напротив, убирать мусор или работать на скотобойне должны были те, кто родился в низшей касте — неприкасаемых. Справедливость кастового строя объясняли священные книги индуизма, согласно которым рождение в той или иной касте — это воздаяние за грехи или добродетели в предыдущей жизни. Чтобы улучшить состояние своей души и обеспечить себе в следующем рождении более благополучную участь, индус должен был совершать омовения в священных водах, участвовать в храмовых церемониях, приносить жертвы многочисленным богам.

Между тем ещё со времен Средневековья на севере Индии распространился ислам, который охотно принимали те, кто отказывался признавать кастовое деление. Мусульманами были и правители многих индийских государств, в том числе падишах (император) Индии — Великий Могол. От его огромной империи к XIX веку остались только пышный титул и небольшие владения, располагавшиеся вокруг роскошной столицы Дели.

Калькутта - главный порт Ост-Индской компании

На всём остальном пространстве бывшей империи Великих Моголов существовали независимые княжества во главе с раджами или султанами. Оспаривая пограничные территории, они, как и сотни лет назад, посылали друг против друга армии, состоявшие из пехоты, конницы и боевых слонов. На полях сражений, выполняя свой долг, гибли люди из каст воинов. В то же время основную массу жителей — индийских земледельцев — эти войны обходили стороной. Войны велись прежде всего за право собирать налоги с сельских общин завоёванных территорий. Часть этих налогов шла князю, а часть его слугам — чиновникам и воинам. Поэтому правители менялись, а жители общины по-прежнему отдавали в качестве налога ту же 1/6 часть урожая.

Тёплый климат и многовековые традиции земледелия позволяли индийским крестьянам несколько раз в году получать урожаи риса, пшеницы, выращивать чай, хлопок, сахарный тростник, разводить большие стада скота. При этом почти все необходимые земледельцам ткани, орудия, предметы мебели изготавливали ремесленники, жившие в самой общине. В городах покупателями были в основном представители землевладельческой и военной знати. Для них, а также для иностранных купцов индийские городские ремесленники вручную изготавливали тончайшие и яркие ткани из хлопка, шерсти, шёлка, делали дорогое и изысканное оружие, украшения.

Размеренный ход жизни индусов ещё в середине XVIII века нарушила английская Ост-Индская компания. Она была создана для заморской торговли в XVII веке объединением частных лиц — банкиров, землевладельцев-аристократов, принцев королевской династии. На свои объединённые капиталы они снаряжали торговые корабли, строили на заморских землях укреплённые торговые поселения, нанимали войска. От английского государства компания получила право вести переговоры с князьями, участвовать в войнах. Чиновники Ост-Индской компании привлекли на службу тысячи обедневших индийцев из разных каст.

Армия сипаев

Под руководством английских офицеров они были распределены на полки, прошли военное обучение и представляли собой грозную силу. Так была образована сипайская армия. Опираясь на неё, к началу XIX века Ост-Индская компания установила протекторат над княжествами долины реки Ганг, восточного побережья и острова Цейлон (Шри-Ланка). Компания обеспечивала местным князьям защиту от соседей, а князья передали англичанам право сбора налогов со своих подданных. Теперь английским купцам не нужно было покупать у индийцев хлопок, зерно, чай, пряности, ткани. Они просто заставляли сдавать их себе в виде налога. Выезд князя к народу, разбор наиболее важных дел происходил в присутствии английского наместника из Ост-Индской компании. Собрание руководителей этой компании подчинялось решениям британского правительства.

К началу XIX века Англия фактически установила свой протекторат над частью Индии.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru