|
|
|
Глава 4. Мир за пределами Запада 1800—1880-е гг.
§ 17. Китай: от империи к полуколонии
Постановка проблемы урока
Повторение необходимых знаний • Объясните значение слов: дальневосточная цивилизация, конфуцианство, буддизм, даосизм.
Решение проблемы «Закрытый» Китай к началу XIX векаПо карте на форзаце 1 определите, какие независимые государства существовали на Дальнем Востоке к 1800 году. Какие изменения произошли к 1880-м годам? Составьте список особенностей империи Цин в первой половине XIX века, которые ослабляли Китай накануне столкновения с западными державами. Опишите спор между английским дипломатом и китайским чиновником, в котором англичанин объяснял бы, зачем необходимо «открыть» Китай, а китаец доказывал бы, почему этого не надо делать. Сделайте вывод по проблеме подчинения Китая. К началу XIX века у власти в Китае находились маньчжурские богдыханы (императоры) из династии Цин («Светлые»). В отличие от прочих кочевых династий маньчжуры — небольшой по численности народ — делали всё, чтобы не раствориться среди миллионов китайцев. Манчьжуры образовывали особое сословие воинов-землевладельцев, которым китайские крестьяне платили налоги. Из маньчжуров состояла основа войска империи Цин — 9 больших армий («знамён»), китайцы же набирались в части с худшим вооружением — в армию «зелёного знамени». На почётных постах императорских советников, глав центральных ведомств, наместников провинций маньчжуры занимали более высокие ступеньки, чем китайцы. Все маньчжуры, начиная с богдыхана (императора), могли жениться только на маньчжурских женщинах. Китайцы, чтобы отличаться от маньчжуров, должны были брить полголовы и заплетать оставшиеся волосы в косичку. По приказу императоров Цин сжигались тысячи книг, в которых прославлялась независимость собственных китайских императоров, а в старые летописи были вставлены абзацы, восхваляющие маньчжуров.
В то же время маньчжуры приняли все государственные и религиозные традиции Китая. В основу их правления легло конфуцианское учение о безусловном подчинении младших старшим и заботе старших о младших. Отчасти это завещание древнего мудреца было выполнено в империи Цин. Упорядоченный сбор налогов, предоставление разорившимся крестьянам новых земельных участков, забота об устройстве оросительных каналов и внедрении новых способов обработки земли привели к невиданному даже для Китая росту населения — с 60—80 млн человек в XVII веке до 300 млн к началу XIX века. Большую часть из них (90%) составляли крестьяне-общинники — «ствол, основа государства». Вместе с тем «ветви государства» — ремесло и торговля — также были достаточно хорошо развиты. В начале XIX века в Китае насчитывалось несколько десятков огромных, по европейским меркам, городов с сотнями тысяч жителей; с прямыми, освещёнными масляными фонарями улицами, каменными двух- и трёхэтажными домами. Здесь в ремесленных мастерских производили шёлковые ткани, фарфоровую посуду, бумагу. Поскольку крестьяне всё необходимое для своего хозяйства изготавливали сами, китайские ремесленники и торговцы снабжали товарами в основном императорских чиновников, которых насчитывалось несколько миллионов. В каждой провинции было множество сборщиков налогов, распорядителей государственной земли и работ, смотрителей дорог и каналов. Чем выше была должность, тем более дорогие и яркие украшения покрывали шёлковый халат чиновника, тем больше денег выплачивалось ему из казны богдыхана (императора). Получить должность чиновника мог любой подданный империи Цин, если он успешно сдавал особый экзамен, в ходе которого надо было написать сочинение на философскую тему, цитируя по памяти сочинения Конфуция и его учеников о том, каким должно быть управление государством. Однако при императорах из династии Цин многие должности просто покупались. Чиновникам, вопреки заветам Конфуция, было запрещено присылать богдыхану (императору) сообщения о злоупотреблениях и бедствиях на местах.
|
|
|