Главная >> История Нового времени. 8 класс. Данилов

Глава 4. Мир за пределами Запада 1800—1880-е гг.

§ 18. Япония: от закрытия к модернизации

    Постановка проблемы урока

Что общего в целях реформ «танзимата» в Турции, Мухаммеда-Али в Египте, Таги-хана в Персии, реформ «самоусиления» в Китае и реформ Мэйдзи в Японии? Были ли достигнуты эти цели в мусульманских странах и в Китае?

    Данные о росте японской промышленности

    Из выступления руководителя японской фирмы «Мицуи»

«Мы можем спокойно осуществлять свою экспансию за границей, если будем опираться на соответствующую силу армии и флота».

Судя по данным таблицы и источника, удалось ли японцам осуществить модернизацию и сохранить независимость к концу XIX века? Сравните результаты модернизаци в Японии и других странах Востока. Какой возникает вопрос? (Авторский вариант — с. 303.)

    Повторение необходимых знаний

• Перечислите основные признаки аграрного общества и модернизации, феодальных и капиталистических отношений.
• Объясните значение слов: дальневосточная цивилизация, буддизм, революция, монархия абсолютная, монархия конституционная, имущественный ценз.
• Когда происходили и чем закончились «опиумные войны»? (§ 17)

    Решение проблемы

Япония к началу XIX века

С помощью фактов докажите, что в первой половине XIX века Япония не вполне соответствовала признакам аграрного общества. Сделайте вывод по проблеме исключительности Японии среди стран Востока в XIX веке.

К началу XIX века уже более тысячи лет главой Японии считался «божественный император» тэнно — потомок богини солнца Аматэрасу. Так утверждала национальная религия японцев синтоизм, которая сосуществовала на островах с буддизмом и конфуцианством. Однако реальная власть каждого императора «божественной» династии ограничивалась его дворцом. Японцы возносили молитвы императору, но не слышали от него приказов, касающихся государственных дел. Ещё в Средние века после долгих лет междоусобиц реальная власть в государстве была закреплена за главой императорской армии - сёгуном. Этот пост передавался по наследству в княжеском роду Токугава. Его представители и были реальными монархами Японии, а система их власти называлась сёгунат.

Вся земля в Японии делилась на земли сёгуна и княжества, из которых состояла империя. Каждый князь был полноправным собственником своей земли. Он вершил суд над подданными, в его пользу крестьяне платили налог рисом. В крупных княжествах были свои таможни, чеканилась собственная монета, имелась собственная армия, состоящая из воинов сословия самураев-буси. Согласно кодексу самурайской чести («Бусидо») они должны были заниматься только военным делом, тренироваться в искусстве рукопашного боя, владения мечом, луком и другими видами оружия. Самурай должен был верой и правдой служить своему господину, быть готовым совершить любой подвиг и даже погибнуть в его честь. За службу самураи получали от князя жалованье, которое на войне дополняли добычей.

В мирное время самураи были вынуждены обращаться к ростовщикам и брать деньги в долг, чтобы прокормить свою семью. Однако погасить долги удавалось не всегда. Поэтому случалось, что бывшие воины пополняли шайки преступников, нарушавших покой мирных жителей и устраивавших грабежи и разбойные нападения. Другие, вопреки запретам правительства менять род занятий, становились учёными, учителями, врачами, художниками, теряя при этом все свои дворянские привилегии, но обретая свободу в выборе деятельности.

Чайная церемония

Представители высших слоёв дворянства — кугэ пытались увеличить свои доходы и поэтому содействовали развитию товарно-денежных отношений. На подвластных им территориях появлялись мануфактуры, устанавливались монополии на те товары, производство которых было наиболее выгодным. К 1854 году в Японии работало свыше 300 мануфактур, производивших красивейшие ткани, изящные фарфоровые изделия, домашнюю утварь и т.д.

Свыше 80% населения Японии составляли крестьяне, которые не являлись собственниками земли. К началу XIX века в традиционном хозяйстве наметились изменения, были значительно расширены площади, занимаемые тутовым деревом, хлопком, чаем, табаком и т.д. С середины XIX века оброк, взимавшийся рисом, стал заменяться денежным налогом. Чтобы добыть пропитание, бедные крестьяне, не имевшие земли, нанимались на работу к богатым односельчанам.

Около 15% населения проживали в городах, которые становились центрами развивающегося ремесла и торговли. Наиболее крупные города Киото, Эдо (Токио) и Осака насчитывали более 500 тыс. жителей каждый. Купцы и ростовщики, занимавшие в сословной лестнице низшую ступень, старались приобрести самурайское звание за деньги или вступая в брак с женщинами из дворянского сословия. Таким образом торговцы пытались защитить себя и своё имущество от посягательств со стороны самураев.

Процесс вторичной переработки бумаги

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru