|
|
|
Глава 3. Московское государство
§ 19. Власть и общество при Иване ГрозномДавайте вспомним Кто стал первым великим князем единого Русского государства Попробуйте Назвать наиболее известных политических деятелей XVI в. Реформы Избранной радыПосле смерти Василия III проблема соотношения «новых», самодержавных и «старых», общинных принципов управления страной ещё более обострилась. В период боярского правления в 30—40-е гг. XVI в. была фактически развалена центральная власть. По мнению известного историка М.К. Лю- бавского, Василий III «до известной степени отучил бояр от дружной совместной деятельности на пользу государства, верша дела сам-третей у себя в спальне». Сказалось и отрицательное влияние системы местничества, которое, по словам В.О. Ключевского, «делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении». В январе 1547 г. 16-летний Иван IV по инициативе митрополита Макария официально венчался на царство. Вскоре после коронации Ивана в Москве вспыхнуло восстание. По мнению историка А. Г. Кузьмина, оно показало, что, «хотя со времени ликвидации городского самоуправления прошло почти два столетия (напомним, что ликвидация института тысяцких произошла в 70-е гг. XIV в.), народ не забыл «старину». Восставшие выдвигали свои требования на вече и действовали «миром» — общиной».
(Впрочем, не все историки согласны с такой постановкой проблемы.) К 1549 г. вокруг молодого царя сложился кружок государственных деятелей (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий, А. М. Курбский и др.), позже названный Курбским Избранной радой. (Необходимо отметить, что ряд историков оспаривают реальность существования Избранной рады.) Считается, что эти люди, имевшие огромное влияние на молодого царя, инициировали проведение серьёзных реформ, призванных упорядочить управление и укрепить государство в целом. При этом, по мнению многих историков, разработчиками реформ ставилась задача найти оптимальное сочетание интересов различных социальных слоёв населения, а также центральной и местной власти. Важным событием стал созыв в феврале 1549 г. так называемого Собора примирения. На Собор, помимо Боярской думы и Освящённого собора из высшего духовенства, были приглашены воеводы, дети боярские и высший слой дворянства. Цель Собора — устранение противоречий внутри господствующего слоя — определялась уже его составом. В последующие годы на Земские соборы приглашались представители всех русских земель. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на Собор не происходило, его участники назначались властями. В 1550 г. был принят новый Судебник, в котором подтверждалось право перехода крестьян только в Юрьев день, увеличивались размеры «пожилого», что ещё больше затрудняло крестьянский переход. В Судебнике 1550 г. впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Сборник законов наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе, так как все законы должны были проходить порядок боярского приговора (утверждения). В годы правления Избранной рады завершилось создание системы центральных органов управления — приказов. Каждый приказ ведал определёнными государственными делами. Посольский приказ руководил внешней политикой, его главой был видный дипломат дьяк И.М. Висковатый. Челобитный приказ принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним. Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения, Поместный приказ — землевладением, Разбойный — преследованием «лихих людей». В дальнейшем появлялись новые приказы. Хотя приказы и не имели чёткой законодательной основы, которая бы регламентировала их структуру и деятельность, тем не менее создание постоянных исполнительных учреждений свидетельствовало о начале централизации власти, без чего невозможно было управлять государством. В 1551 г. состоялся Церковный собор. Им руководил митрополит Макарий, активное участие в работе принимал Иван IV. (Сборник документов, которые принял собор, состоял из ста глав, поэтому собор был назван Стоглавым.) В соответствии с задачами централизации страны собор привёл к единообразию церковные обряды, признал многих местных святых общерусскими, наметил мероприятия по укреплению нравственности духовенства. В соответствии с решениями собора произошло первое серьёзное ограничение имущественных прав церкви — ей запрещалось покупать и получать в дар земли без разрешения царя. В 1550 г. была проведена военная реформа. На время военных действий ограничивалось местничество — на высшие военные должности назначения производились независимо от знатности. Была создана «избранная тысяча» — ядро поместного ополчения, непосредственно подчинённое царю. Вместо отрядов пищальников (от названия ружья того времени — пищали) стали создаваться стрелецкие полки. Стрельцом мог стать любой свободный человек. Стрельцы получали из казны денежное жалованье, ручное огнестрельное оружие и обмундирование. Вместе с казаками, пушкарями, городской стражей стрельцы стали основой «служилых людей по прибору».
В 1556 г. было принято «Уложение о службе». С каждых 100 четвертей земли (150 десятин, или около 170 га) на службу в войско должен был являться один вооружённый конный воин. Если земли было 200 четвертей, то её владелец должен был привести с собой ещё одного вооружённого человека. «Уложение о службе» во многом уравняло права вотчинников и помещиков, способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого были обязаны нести государеву военную службу («служилые люди по отечеству»).
По мнению ряда историков, реформы, проведённые правительством Избранной рады, являлись логическим продолжением политики Ивана III. Была предпринята попытка создания наиболее благоприятной для России политической системы — сильной центральной власти, опиравшейся на традиционное местное самоуправление. При этом главным результатом реформ, несомненно, являлось создание системы управления, ограничивавшей монархическую власть. Однако, как заметил М.К. Любавский, «ограничение монархического абсолютизма... было преимущественно делом известного кружка лиц, воспользовавшегося благоприятным поворотом в душевной жизни царя, а не результатом... солидарных усилий всего высшего класса или большей его части... Это ограничение не было закреплено должными политическими гарантиями, известной конституцией, которая определяла бы точно права и обязанности монарха в отношении подданных. Вследствие всего этого и ограничение оказалось непрочным и оказалось не в состоянии предотвратить наступление... тирании».
|
|
|