|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 29. Петровская модернизация России: вектор развития, итоги, последствия (окончание)Дискуссии о значении Петровской эпохиОценки деятельности Петра Великого также противоречивы, как и его многогранная деятельность. Каждый, кто пытался оценить его царствование, выделял, как правило, одну или несколько тех сторон, которые наиболее отвечали его собственному восприятию личности и свершений царя-реформатора. Одни видели в нем величайшего правителя России, сумевшего в короткий срок благодаря использованию передового европейского опыта вывести страну из системного кризиса.
Другие исследователи полагают, что Пётр, в отличие от реформаторов-предшественников, так и не понял того, в чём именно состояла первопричина успехов ряда стран Западной Европы в экономике и социальной сфере, а значит, и не сумел воспринять западный опыт в целом, использовать его во благо всему народу. Сделав ставку не на развитие гражданского общества и освобождение крестьян, а на жестокость и силу, он выбрал тот вариант модернизации, который был меньшим благом для страны.
Третьи считают весьма спорными утверждения о том, что реформы Петра I вообще были благом для страны, ибо они нарушили естественное течение российской истории. «Прорубленное» царём «окно в Европу» сторонники этой точки зрения считают не благом, а бедой России, так как именно через него в Россию устремилось то, что было обращено не во благо, а во вред её народу. Однако сторонники всех этих и иных точек зрения едины в одном: правление царя-реформатора настолько изменило страну, в такой мере её модернизировало, что все они оставляют за первым российским императором право называться Петром Великим. Проверяем себя 1. Перечислите основные реформаторские шаги Петра Великого. 2. С какой целью была принята Табель о рангах? В чём состояла суть этого документа и каковы были последствия его принятия? 3. В чём состояло реформаторское значение введённых Петром I Воинского и Морского уставов? Какую роль они сыграли в реформе армии и флота? 4. Почему Петром I было упразднено патриаршество? Почему оно было отменено не сразу после смерти патриарха Адриана в 1700 г.? 5. Что было предпринято царём-реформатором для изменения налоговой системы? Какие последствия имели эти меры? 6. Кого из сподвижников Петра I вы считаете наиболее талантливым? В какой сфере он себя проявил? Напишите краткое эссе об этом человеке. Думаем, обсуждаем 1. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными для страны? Свою точку зрения обоснуйте. 2. Не первый век идёт спор о результате и о цене петровских преобразований. Какова ваша позиция в этом вопросе? Обоснуйте её. 3. Оцените, какие возможности имелись у России решить стоявшие перед ней задачи, не прибегая к Петровским реформам. Возможно ли это было? Предложите критерии оценки. Представьте информацию в виде графиков. 4. Найдите примеры, иллюстрирующие значение и эффективность петровских преобразований. Составьте презентацию. 5. Оцените положительные и отрицательные стороны синодального управления церковью (в отличие от упразднённого Петром I патриаршего управления). Представьте информацию в виде таблицы. 6. Напишите реферат по одному из аспектов политики Петра I по отношению к дворянству. Тему определите самостоятельно. Основные положении реферата обсудите в классе. Работаем с источниками, выполняем задания1. Какие из мероприятий царевны Софьи и В.В. Голицына были взяты Петром I на вооружение, а какие нет? Чем это можно объяснить?
2. Составьте интегрированный проект на тему «Отношение к Петровским реформам историков и современников». Обсудите его в классе. 3. Напишите по произведениям художественной литературы историческое сочинение на тему «Пётр Великий: сила и слабость царя-ре- форматора». 4. Приведите примеры каких-либо социальных реформ, доказывающие или опровергающие мнение автора документа.
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|