Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 29. Петровская модернизация России: вектор развития, итоги, последствия (окончание)

Дискуссии о значении Петровской эпохи

Оценки деятельности Петра Великого также противоречивы, как и его многогранная деятельность. Каждый, кто пытался оценить его царствование, выделял, как правило, одну или несколько тех сторон, которые наиболее отвечали его собственному восприятию личности и свершений царя-реформатора.

Одни видели в нем величайшего правителя России, сумевшего в короткий срок благодаря использованию передового европейского опыта вывести страну из системного кризиса.

Документ
Из книги А.Б. Каменского «Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация»

«Радикальные преобразования, осуществлённые Петром Великим, явились откликом на всеобъемлющий внутренний кризис, кризис традиционализма, постигший Русское государство во второй половине XVII века. С этой точки зрения бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло её спасти. Больной выздоровел, окреп, встал на ноги, кризис миновал, и, следовательно, лекарство было выбрано правильно... Лекарством этим была модернизация, иначе говоря, европеизация политических, социальных и экономических институтов страны. Следовательно, именно она, европеизация, и составляла суть потребностей страны».

Другие исследователи полагают, что Пётр, в отличие от реформаторов-предшественников, так и не понял того, в чём именно состояла первопричина успехов ряда стран Западной Европы в экономике и социальной сфере, а значит, и не сумел воспринять западный опыт в целом, использовать его во благо всему народу. Сделав ставку не на развитие гражданского общества и освобождение крестьян, а на жестокость и силу, он выбрал тот вариант модернизации, который был меньшим благом для страны.

Документ
Из книги А.Н. Сахарова «Россия: Народ. Правители. Цивилизация »

«Прорыв царь (Пётр I) мыслил совершить за счёт бурного развития экономики, культуры, торговли, расширения контактов с передовыми для того времени западными странами, приглашения иностранных специалистов и выдвижения и обучения своих талантливых кадров. Однако для него осталась тайной за семью печатями первооснова этих западных успехов: становление гражданского общества, появление первых признаков утверждения прав личности, постепенное изживание феодальных привилегий и сословной неполноценности, обусловленный этим бурный рост среднего класса, прогресс городов и городской культуры и быта. Пётр принял следствие за первопричину — и не потому, что он был глуп и ограничен в своих воззрениях, а потому, что был сыном своего века, своей страны, потому, что не мог представить себе иной государственной системы, кроме самодержавия, безусловного подчинения всех подданных, независимо от социальной принадлежности, своей единоличной воле».

Третьи считают весьма спорными утверждения о том, что реформы Петра I вообще были благом для страны, ибо они нарушили естественное течение российской истории. «Прорубленное» царём «окно в Европу» сторонники этой точки зрения считают не благом, а бедой России, так как именно через него в Россию устремилось то, что было обращено не во благо, а во вред её народу.

Однако сторонники всех этих и иных точек зрения едины в одном: правление царя-реформатора настолько изменило страну, в такой мере её модернизировало, что все они оставляют за первым российским императором право называться Петром Великим.

Проверяем себя

1. Перечислите основные реформаторские шаги Петра Великого.

2. С какой целью была принята Табель о рангах? В чём состояла суть этого документа и каковы были последствия его принятия?

3. В чём состояло реформаторское значение введённых Петром I Воинского и Морского уставов? Какую роль они сыграли в реформе армии и флота?

4. Почему Петром I было упразднено патриаршество? Почему оно было отменено не сразу после смерти патриарха Адриана в 1700 г.?

5. Что было предпринято царём-реформатором для изменения налоговой системы? Какие последствия имели эти меры?

6. Кого из сподвижников Петра I вы считаете наиболее талантливым? В какой сфере он себя проявил? Напишите краткое эссе об этом человеке.

Думаем, обсуждаем

1. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными для страны? Свою точку зрения обоснуйте.

2. Не первый век идёт спор о результате и о цене петровских преобразований. Какова ваша позиция в этом вопросе? Обоснуйте её.

3. Оцените, какие возможности имелись у России решить стоявшие перед ней задачи, не прибегая к Петровским реформам. Возможно ли это было? Предложите критерии оценки. Представьте информацию в виде графиков.

4. Найдите примеры, иллюстрирующие значение и эффективность петровских преобразований. Составьте презентацию.

5. Оцените положительные и отрицательные стороны синодального управления церковью (в отличие от упразднённого Петром I патриаршего управления). Представьте информацию в виде таблицы.

6. Напишите реферат по одному из аспектов политики Петра I по отношению к дворянству. Тему определите самостоятельно. Основные положении реферата обсудите в классе.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Какие из мероприятий царевны Софьи и В.В. Голицына были взяты Петром I на вооружение, а какие нет? Чем это можно объяснить?

Документ
Из книги А.Н. Сахарова «Россия: Народ. Правители. Цивилизация »

...Для будущих реформ Петра I создавалась хорошая почва. Однако переворот 1689 г. и победа группировки Нарышкиных надолго затормозили этот процесс, а позднее Пётр взял из практики правительства Софьи — Голицына лишь экономические, внешнеполитические и культурные аспекты.

2. Составьте интегрированный проект на тему «Отношение к Петровским реформам историков и современников». Обсудите его в классе.

3. Напишите по произведениям художественной литературы историческое сочинение на тему «Пётр Великий: сила и слабость царя-ре- форматора».

4. Приведите примеры каких-либо социальных реформ, доказывающие или опровергающие мнение автора документа.

Документ
Из книги «Власть и реформы: От самодержавной к Советской России»

У Петра I даже не было необходимости разрушать старую чиновную систему — к концу XVII в. она окончательно выродилась и быстро разрушалась. Выход из этого социального тупика царь видел в кардинальном изменении статуса одних социальных групп, ликвидации других, создании третьих. Следствием стала крупномасштабная социальная реформа.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru