|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 29. Петровская модернизация России: вектор развития, итоги, последствияДавайте вспомним Российских реформаторов XVII в. Попробуйте Сравнить реформы, проводившиеся в различные периоды XVII в., и ответить на вопрос, какие из них вам кажутся наиболее важными и почему Предпосылки петровских преобразованийРеформы Петра I, имевшие беспримерное значение для истории России, были осуществлены не только благодаря гению первого российского императора. Их породил, с одной стороны, кризис традиционализма, а с другой — опыт реформирования и отношений с Западом, который накопили предшественники Петра I в XVII в.
Ещё во времена Смуты в Россию не только было привнесено много обычаев и внешних атрибутов, характерных для Западной Европы, но и проникали идеи перемен и заимствований европейского политического и военного опыта. При первых Романовых эта тенденция продолжалась. Иностранцев приглашали на службу военными специалистами и врачами, переводчиками и аптекарями. Модным становилось приглашение из-за рубежа воспитателей для детей знатных людей. Так, царских детей воспитывал и обучал Симеон Полоцкий, прибывший из Речи Посполитой.
В первые годы царствования Петра I его реформы носили порой случайный и противоречивый характер. Однако начавшаяся Северная война со Швецией потребовала от царя и от всей страны не только новых идей, но и ускоренной их реализации. В вышедшем вскоре после поражения под Нарвой манифесте «О вызове иностранцев в Россию» содержалась в самых общих чертах программа предстоящих реформ как в области экономики, торговли, так и в области перемен в государственном управлении, укреплении армии и внутренней безопасности, развитии образования и связей с Западной Европой. Реформа государственного управленияПеремены в системе управления были проведены Петром I не сразу. К тому же проводились они зачастую под влиянием обстоятельств. Первый этап реформы государственного управления начался в 1701 г. Поражение под Нарвой впервые поставило вопрос о несовершенстве не только армии, но и всей системы управления.
Северная война потребовала огромных средств для реформирования и перевооружения армии. Важно было также обеспечить управляемость страны, быстрое доведение решений центральной власти до всех уголков огромной страны, установление надёжной связи между центром и регионами. Выход из положения Пётр I нашёл в масштабной реформе, главным содержанием которой стала относительная децентрализация управления. В 1708 г. были созданы восемь губерний. Уезды, на которые ранее была разделена страна, стали теперь более мелкими административными единицами. Новая структура управления упразднила ряд приказов, которые ранее ведали делами некоторых регионов России. Губернии обладали судебной и финансовой независимостью от центральных приказов. Назначенные лично царём губернаторы получали всю полноту административных, полицейских, финансовых, судебных функций, а также были командующими войсками в своих губерниях. Они были подотчётны только царю. Позже было расписано, сколько полков должна содержать каждая губерния. На губернаторе лежала полная ответственность за положение дел на данной ему территории. С 1712 г. управление становится трёхзвенным: губернии были поделены на провинции, а те, в свою очередь, на уезды. С началом Северной войны царь всё меньше времени проводил в столице. Боярская дума как совещательный орган при царе в результате окончательно утратила свою роль. Вместо неё центральные функции управления перешли к боярской комиссии (Консилии министров), в которую вошли ближайшие к царю лица. В его отсутствие они решали важнейшие вопросы управления страной. На смену Консилии министров в 1711 г. пришёл Правительствующий Сенат как постоянно действующее государственное учреждение, которому теперь подчинялись губернаторы. Этим решением было завершено создание новой военно-административной системы власти, работавшей на потребности действующей армии в условиях многолетней войны. Второй этап административной реформы начался на завершающем этапе Северной войны, в 1718 г. Речь шла о завершении становления системы управления снизу доверху, подчинённой самодержавному монарху, обладавшему абсолютной властью. В 1718 г. были окончательно упразднены приказы и вместо них созданы коллегии во главе с президентами. При этом в значительной мере за основу был взят опыт государственного управления Швеции. Петру казалось, что именно в этой системе лежит основа военных и экономических успехов воевавшей с ним соседней страны. Вместе с тем коллегиальная реформа была не слепым копированием зарубежного опыта. Новым для России было создание органов центрального управления, ведавших промышленностью и торговлей (Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия), планированием государственного бюджета и поступлениями доходов (Камер-коллегия), расходованием государственных средств (Штат-контор-коллегия), постоянным финансовым контролем (Ревизион-коллегия). Для осуществления разрозненных ранее судебных функций была создана Юстиц-коллегия. В этой реформе некоторые историки (Е.В. Анисимов) видят едва ли не первую попытку разделения властей в российской истории.
Отрицательной стороной всех этих реформ стало усиление бюрократизма управления и злоупотреблений властью. Венчало политические реформы Петра I принятие им титула императора в 1721 г.
|
|
|