|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 30. Социально-экономическое развитие России в XVIII в. (окончание)Экономика екатерининской РоссииОдним из первых шагов императрицы Екатерины II стал указ 1764 г. о секуляризации монастырских земель и передаче их вместе с крестьянами в распоряжение Коллегии экономии. (Этот указ, по существу, подтверждал недавно отменённый императрицей указ 1762 г. свергнутого ею мужа императора Петра III). По названию коллегии почти 2 млн крестьян стали называть экономическими. Положение их было примерно таким же, как и у государственных крестьян, однако экономических крестьян не раздавали помещикам. Отменялась и монастырская барщина. Были увеличены земельные наделы этой категории крестьян. У Екатерины II имелись даже намерения отменить крепостное право. Однако дебаты по данному вопросу в созванной царицей в 1767 г. Уложенной комиссии (в ней были представлены депутаты от всех свободных сословий, кроме духовенства) продемонстрировали, что подобные предложения вызывают возмущение подавляющей массы дворянства. Екатерина Великая была убеждена в том, что в основе экономического процветания любой страны лежит принцип свободы предпринимательской деятельности, основанной на частной собственности. Изменился порядок создания частных предприятий. Теперь не требовалось согласия государства на их открытие и вводился заявительный характер их регистрации. В 1775 г. были установлены льготы для купцов с одновременным повышением имущественного ценза для записи в купеческое состояние. По замыслу правительства, это должно было стимулировать интерес предпринимателей к успешной хозяйственной деятельности. В 1780 г. ввели частную собственность на мануфактуры, что было особенно важно, так как закрепляло имущественные права за их владельцами, уберегая от произвола государства. Все эти меры привели к тому, что численность мануфактур в России многократно возросла. К концу XVIII в. их было около 3 тыс. Однако рост коснулся преимущественно предприятий лёгкой промышленности. В тяжёлой промышленности ситуация была иной. Хотя и здесь строились новые предприятия, вводились в строй прогрессивные для того времени способы производства чугуна, темпы развития оставались низкими, а обороты капиталов были медленными. Важные изменения происходили в торговле. В 1763 г. Екатерина II сняла запрет на экспорт хлеба за границу. Наряду с ним в Западную Европу вывозились лес, меха, пенька, что даёт основание некоторым историкам считать, что с этих пор Россия стала европейским поставщиком сырья. Однако в российском экспорте уже со времён Анны Иоанновны немалое место занимали и предметы промышленного производства. Вывозились в значительных количествах чугун и сукно, парусное полотно и металлические изделия.
Финансовая политика при Екатерине II также пережила немало новшеств. Испытывая постоянную нехватку денег, правительство в 1769 г. ввело взамен металлических денег бумажные ассигнации. Тогда же открыли Дворянский и Коммерческий банки, выдававшие ссуды помещикам и купцам. В 1770 г. банкам было разрешено принимать денежные средства от населения, а в 1772 г. появились первые ссудные кассы. В 1786 г. открылся единый Государственный заёмный банк. Развитие банковского кредита оказывало значительную помощь предпринимателям. Дважды государство прибегало к зарубежным кредитам.
Итоги социально-экономического развитияЭкономика России прошла в XVIII в. сложный и противоречивый путь развития. Некоторые количественные итоги можно показать на примере металлургической промышленности. Так, выплавка чугуна за годы правления Петра I увеличилась со 150 тыс. пудов до 800 тыс. С 1722 г. Россия, раньше ввозившая металл, стала его экспортировать. К концу царствования Анны Иоанновны Россия стала выплавлять чугуна в 1,5 раза больше, чем лидировавшая до того Англия. Первенство России по выплавке чугуна сохранялось до начала XIX в. Свою жизненную силу в XVIII в. продемонстрировали два варианта экономической политики. Первый вариант опирался на идею доминирующей роли государства в экономической жизни. Он был вполне оправданным в условиях Северной войны и в итоге во многом обеспечил победу в ней. Однако подобную экстремальную модель развития экономики невозможно было проводить в мирное время. Второй вариант экономической политики исходил из идеи обеспечения свободы предпринимательской деятельности при сохранении значительной роли государства в экономике. Он оказался более удачным и успешным, как, впрочем, и в других странах. Как только государство ослабляло диктат в сфере промышленного производства, начинался бурный рост предпринимательской активности, а в итоге росла и мощь государства. Вместе с тем и на этом пути возникали определённые трудности. Главным тормозом на пути развития экономики России оставалось крепостное право. Далеко не все правители России осознавали этот факт. Пётр I и некоторые его преемники искренне были убеждены в том, что крепостничество является не препятствием, а великим благом России. Однако система крепостного права, изначально основанная на внеэкономическом принуждении и оттого экономически бесперспективная, к концу XVIII в. превратилась в главный тормоз развития экономики страны. Тем не менее и в системе крепостного права постепенно происходили перемены. Основной повинностью крестьянина всё больше становился денежный или натуральный оброк, а не барщина, составлявшая даже в XVIII в. не более трёх дней в неделю. Выплата денежного оброка предполагала и развитие элементов рынка в экономике России. Правда, даже в конце XVIII в. среднестатистический россиянин тратил на покупки лишь 17 к. в год. Экономическая политика, основанная на развитии свободного предпринимательства, убедительно показывала не только успехи, но и тот очевидный факт, что крепостническая система использовала свой последний шанс. Всё это требовало от властей радикального реформирования экономической системы страны. Проверяем себя 1. Кто был основателем уральских заводов? Какие категории населения обеспечивали их работу? 2. Кого из выдающихся предпринимателей XVIII в. вы знаете? В какой сфере они проявили себя? 3. С какими странами Западной Европы у России в XVIII в. существовали наиболее тесные торгово-экономические связи? 4. Какова была структура экспорта и импорта России в начале и в конце XVIII в.? О чём она свидетельствует? Составьте таблицу. 5. Какие меры властей имели наиболее важное значение для развития отечественной промышленности в XVIII в.? Думаем, обсуждаем 1. Какие меры преемников Петра Великого способствовали развитию мануфактурного производства? Отразите их в схеме. 2. Почему, несмотря на прогресс в промышленном развитии, Россия продвигалась по этому пути медленнее, чем страны Западной Европы? Составьте диаграмму. 3. В чём вы видите причины устойчивости аграрного производства в России в XVIII в.? Напишите эссе по данной теме. 4. Найдите примеры, иллюстрирующие позитивные изменения в экономике России в XVIII в. Что предпринималось властями для этого? Составьте презентацию. 5. Сравните показатели роста мануфактурного производства в России в XVIII в. Сопоставьте их с показателями XVII в. Представьте полученную информацию в виде диаграммы по выбранным критериям сравнения. Какие можно сделать выводы? 6. Используя дополнительную информацию, определите, каковы положительные и отрицательные последствия развития экономики страны в XVIII в. Составьте таблицу. Работаем с источниками, выполняем задания1. Какие исторические факты свидетельствуют в пользу высказанной автором точки зрения? Знаете ли вы другие точки зрения на эту проблему? Какие противоречия для дальнейшего развития экономики страны создавали реформы Петра I в сфере экономики?
2. Охарактеризуйте место России в Европе с точки зрения политики и экономики в начале и в конце XVIII в. Что изменилось? 3. Согласны ли вы с точкой зрения о том, что Россия по темпам своего промышленного развития в XVIII в. обгоняла ведущие европейские державы? Составьте по собранным данным графики. 4. Составьте и заполните таблицу «Экономика России в XVIII в.». Критерии сравнения определите самостоятельно. 5. Согласны ли вы с автором? Какие ещё точки зрения на эту проблему вам известны? Какой из них придерживаетесь вы?
6. Приведите аргументы за и против высказанной историком точки зрения. Найдите в тексте параграфа цитаты других историков по данной проблеме, сопоставьте их. Организуйте дискуссию в классе по самостоятельно сформулированным вопросам.
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|