Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 4. Российская империя

§ 32. Социальные движения в XVIII в.: истоки, сущность, последствия (продолжение)

Религиозные движения

Правительство длительное время вело борьбу со старообрядцами. Правда, в сравнении с XVII в. отношение к ним стало с петровских времён более терпимым. Тем не менее с целью сокращения круга приверженцев старой веры для них вводились всё новые ограничения. В 1716 г. было предписано взимать со старообрядцев государственные подати в двойном размере. Для этого началась их перепись, выглядевшая как официальная регистрация. Людей, готовых открыто объявить себя пребывающими в расколе, оказалось намного меньше реального их числа. Старообрядчество в результате загонялось в подполье. Зато, будучи в основном выходцами из крестьян, старообрядцы вели свои проповеди среди них, заряжая крамольными, «бунтарскими» настроениями.

Старообрядцы были лишены ряда прав. Так, им было запрещено избираться на выборные общественные должности. Браки, заключённые по их правилам, считались недействительными. Позже старообрядцев под угрозой штрафа заставляли носить специальное одеяние, отличавшее их от остальных людей. Всё это толкало многих старообрядцев к выезду из крупных городов, а порой и из центральных губерний России на окраины, в том числе и на восточные. Старообрядцы постепенно становились важным фактором колонизации новых земель.

Начавшийся процесс развития капитализма во многом изменил и природу старообрядчества, а главное — их отношения с властью. Особые поселения старообрядцев постепенно превращались в слободы городского типа, а среди их жителей шёл процесс имущественной дифференциации. Богатая верхушка старообрядческих общин постепенно отказывалась от крайних форм борьбы с властями, а по многим вопросам шла на сотрудничество с ними. Вскоре оказалось, что она готова и к определённому компромиссу с официальной церковью, началу диалога с ней. Основная же часть беднейшего населения сохраняла верность религиозной традиции.

Главными районами старообрядчества в XVIII в. стали Заонежье, Среднее Поволжье, леса Белоруссии и Северной Украины, донские степи. Часть старообрядцев приняла участие в движении под руководством Е.И. Пугачёва. Однако в целом к XVIII в. отношения старообрядчества к власти и официальной церкви стало более терпимыми.

Крестьянские и казачьи восстания. Е.И. Пугачёв

Наиболее бесправным было положение крепостных крестьян. Они же сильнее других категорий населения испытывали на себе бремя идущих на протяжении всего XVIII столетия перемен.

С момента когда помещикам был поручен сбор подушной подати с крепостных, они смогли применять к крестьянам любую карательную меру. В 1747 г. помещики получили право продавать крестьян в рекруты. Даже присягу вступавшему на престол монарху за своих крепостных давал их барин.

Были ограничены и имущественные права крестьян (так, в 1734 г. им было запрещено заводить суконные фабрики). В то же время помещики получили право самим определять меру наказания крестьян за побег (1736), ссылать крестьян в Сибирь (1760), а затем отправлять их на каторгу.

Помещикам было дано право беспрепятственно расширять свою пашню за счёт крестьянских наделов. Росли повинности крестьян в пользу их владельцев. Барщина вместо трёх дней (как это было в Петровскую эпоху) составляла во многих районах страны до шести дней в неделю.

Одновременно правительство всё более решительно вело наступление на давние права казаков. Так, ещё при Петре I была создана Малороссийская коллегия, осуществлявшая управление Левобережной Украиной вместо выборного гетмана. В период 1722—1727 гг. и 1734—1750 гг. гетманы вообще не назначались, что вызвало значительное недовольство казаков. Анна Иоанновна предприняла попытку заменить казачьи полки и казачий строй драгунскими полками, что вызвало волнения среди казаков. Екатерина II в 1764 г. упразднила гетманство. В 1775 г. войска разгромили Запорожскую Сечь.

В 1770 г. в нарушение традиции, по которой казаки не подлежали призыву в регулярную армию, яицких казаков попытались отправить на войну с Турцией. Результатом стало брожение яицких казаков, продолжавшееся два года. В 1772 г. после расправы с бунтовщиками должность станичного атамана, войсковой круг и войсковая канцелярия на Яике были упразднены. Было впредь запрещено бить в набат, собирая людей. Самих казаков разделили на полки для несения военной службы. Власть в Яицком городке теперь осуществлял назначаемый военным командованием комендант. Для поддержания порядка ему был придан военный гарнизон.

Пушка на самодельном лафете, отлитая рабочими одного из уральских заводов для пугачёвского войска

По существу, эти меры, положившие конец казачьему самоуправлению на Яике, и спровоцировали грозные события пугачёвщины. Сначала казаки разбегались от военной службы по дальним хуторам, по родственникам, а кое-кто и в открытую степь.

Движение во главе с Е.И. Пугачёвым было изначально восстанием казаков за устранение несправедливости и восстановление попранных прав казачества. Лидером выступления Пугачёв стал не столько по причине своих высоких организаторских или военных качеств, сколько из-за присвоения им имени свергнутого и погибшего императора Петра III. В этом недолго правившем государе многие простые люди хотели видеть своего защитника.

Постепенно по мере расширения географии и состава участников восстания менялся и его характер. В «прелестных грамотах» Е.И. Пугачёва появились требования, отражавшие интересы крестьян, горнозаводских рабочих, угнетённых народов Поволжья и Приуралья. Вместе с тем ряд историков считают это выступление не крестьянской войной, а самым мощным и угрожающим власти выступлением казаков за свои права, а также за ограничение прав и свобод дворянства.

Документ
Из книги А.Б. Каменского «Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация»

Зачинщиками и главными действующими лицами восстания были казаки. Их основной целью было уничтожить дворянство, с тем чтобы занять его место в государстве. В истории русского казачества это была последняя попытка подобного рода.

В целом представления и устремления восставших были весьма консервативны. Вместе с тем призывы Пугачёва, его лозунги попадали на благодатную почву — они содержали как раз то, чего ждали крестьяне от доброго «царя-батюшки».

Вместе с тем, думается, правы и те историки, которые продолжают считать движение под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг. крестьянской войной. Именно участие огромного числа крестьян сделало его столь массовым, а требования освобождения крестьян и наделения их землёй стало едва ли не одним из основных требований восставших. И всё же главную силу пугачёвского войска составляли не крестьяне, а казаки. Они имели военный опыт и владели оружием, которого у крестьян не было.

Некоторые учёные (А.Б. Каменский) полагают, что государственное устройство, предлагавшееся Е.И. Пугачёвым, было ещё более архаичным, чем существовавшее в России в тот период. В манифестах повстанцев содержались идеи не только возврата к старой вере (сказывалось влияние старообрядцев), но и распространения «казачьей вольницы» на всю страну. Это означало бы переход к военизированной форме организации населения с архаичными формами демократии.

Всё это ещё более убедило Екатерину II в том, что консервативны не только «верхи», но и «низы» России, а опорой её власти и гарантом политической стабильности в стране остаётся именно дворянство.

<<< К началу параграфа                       Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru