|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 32. Социальные движения в XVIII в.: истоки, сущность, последствия (продолжение)Религиозные движенияПравительство длительное время вело борьбу со старообрядцами. Правда, в сравнении с XVII в. отношение к ним стало с петровских времён более терпимым. Тем не менее с целью сокращения круга приверженцев старой веры для них вводились всё новые ограничения. В 1716 г. было предписано взимать со старообрядцев государственные подати в двойном размере. Для этого началась их перепись, выглядевшая как официальная регистрация. Людей, готовых открыто объявить себя пребывающими в расколе, оказалось намного меньше реального их числа. Старообрядчество в результате загонялось в подполье. Зато, будучи в основном выходцами из крестьян, старообрядцы вели свои проповеди среди них, заряжая крамольными, «бунтарскими» настроениями.
Начавшийся процесс развития капитализма во многом изменил и природу старообрядчества, а главное — их отношения с властью. Особые поселения старообрядцев постепенно превращались в слободы городского типа, а среди их жителей шёл процесс имущественной дифференциации. Богатая верхушка старообрядческих общин постепенно отказывалась от крайних форм борьбы с властями, а по многим вопросам шла на сотрудничество с ними. Вскоре оказалось, что она готова и к определённому компромиссу с официальной церковью, началу диалога с ней. Основная же часть беднейшего населения сохраняла верность религиозной традиции. Главными районами старообрядчества в XVIII в. стали Заонежье, Среднее Поволжье, леса Белоруссии и Северной Украины, донские степи. Часть старообрядцев приняла участие в движении под руководством Е.И. Пугачёва. Однако в целом к XVIII в. отношения старообрядчества к власти и официальной церкви стало более терпимыми. Крестьянские и казачьи восстания. Е.И. ПугачёвНаиболее бесправным было положение крепостных крестьян. Они же сильнее других категорий населения испытывали на себе бремя идущих на протяжении всего XVIII столетия перемен. С момента когда помещикам был поручен сбор подушной подати с крепостных, они смогли применять к крестьянам любую карательную меру. В 1747 г. помещики получили право продавать крестьян в рекруты. Даже присягу вступавшему на престол монарху за своих крепостных давал их барин. Были ограничены и имущественные права крестьян (так, в 1734 г. им было запрещено заводить суконные фабрики). В то же время помещики получили право самим определять меру наказания крестьян за побег (1736), ссылать крестьян в Сибирь (1760), а затем отправлять их на каторгу. Помещикам было дано право беспрепятственно расширять свою пашню за счёт крестьянских наделов. Росли повинности крестьян в пользу их владельцев. Барщина вместо трёх дней (как это было в Петровскую эпоху) составляла во многих районах страны до шести дней в неделю.
В 1770 г. в нарушение традиции, по которой казаки не подлежали призыву в регулярную армию, яицких казаков попытались отправить на войну с Турцией. Результатом стало брожение яицких казаков, продолжавшееся два года. В 1772 г. после расправы с бунтовщиками должность станичного атамана, войсковой круг и войсковая канцелярия на Яике были упразднены. Было впредь запрещено бить в набат, собирая людей. Самих казаков разделили на полки для несения военной службы. Власть в Яицком городке теперь осуществлял назначаемый военным командованием комендант. Для поддержания порядка ему был придан военный гарнизон.
По существу, эти меры, положившие конец казачьему самоуправлению на Яике, и спровоцировали грозные события пугачёвщины. Сначала казаки разбегались от военной службы по дальним хуторам, по родственникам, а кое-кто и в открытую степь. Движение во главе с Е.И. Пугачёвым было изначально восстанием казаков за устранение несправедливости и восстановление попранных прав казачества. Лидером выступления Пугачёв стал не столько по причине своих высоких организаторских или военных качеств, сколько из-за присвоения им имени свергнутого и погибшего императора Петра III. В этом недолго правившем государе многие простые люди хотели видеть своего защитника. Постепенно по мере расширения географии и состава участников восстания менялся и его характер. В «прелестных грамотах» Е.И. Пугачёва появились требования, отражавшие интересы крестьян, горнозаводских рабочих, угнетённых народов Поволжья и Приуралья. Вместе с тем ряд историков считают это выступление не крестьянской войной, а самым мощным и угрожающим власти выступлением казаков за свои права, а также за ограничение прав и свобод дворянства.
В целом представления и устремления восставших были весьма консервативны. Вместе с тем призывы Пугачёва, его лозунги попадали на благодатную почву — они содержали как раз то, чего ждали крестьяне от доброго «царя-батюшки». Вместе с тем, думается, правы и те историки, которые продолжают считать движение под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг. крестьянской войной. Именно участие огромного числа крестьян сделало его столь массовым, а требования освобождения крестьян и наделения их землёй стало едва ли не одним из основных требований восставших. И всё же главную силу пугачёвского войска составляли не крестьяне, а казаки. Они имели военный опыт и владели оружием, которого у крестьян не было.
<<< К началу параграфа Окончание параграфа >>>
|
|
|