|
|
|
Глава 4. Российская империя
§ 40. Национальный вопрос и национальная политика (окончание)Народы КавказаНепростая ситуация складывалась на Кавказе. В конце XVIII — начале XIX в. в состав России вошли грузинские, абхазские, азербайджанские, армянские земли. Это требовало со всей неизбежностью прочного включения в состав России и территории, на которой проживали племена Северного Кавказа (в XIX в. их обобщённо называли горцами).
Попытки России утвердиться на Северном Кавказе вызвали многолетнюю и кровопролитную Кавказскую войну. По подсчётам ряда современных авторов, российская армия в течение почти ста лет покорения Кавказа потеряла более 1 млн своих солдат и офицеров. Огромными были и потери местного населения. Особенно долгим сопротивление российским властям оказывали в Чечне и Дагестане (здесь возник имамат — государство во главе с Шамилем) и в северо-западной части Северного Кавказа (на Западе эту территорию называли Черкессией). Горцы Черкессии получали значительную поддержку Англии и Турции. В результате российские власти пошли на депортацию горского населения в Турцию.
Успешное для российских властей окончание Кавказской войны было во многом обусловлено тем, что, помимо военной составляющей, в их действиях значительное место отводилось политике налаживания нормальных отношений с большинством горского населения. Были оставлены в неприкосновенности религия, обычаи, образ жизни местных народов, введены специальные суды, состоявшие из выборных представителей горцев и решавшие дела «в духе народных воззрений». Власти приняли меры к привлечению местной знати к сотрудничеству, а самих горцев — к военной службе в российской армии. Средняя Азия в составе РоссииВключение Средней Азии в состав Российской империи завершило формирование её границ, с которыми она вошла в XX в. Принятое в 1892 г. Положение об управлении Туркестанским краем закрепило за новыми подданными все те права, которые имелись у жителей других районов империи. Но при этом сохранилось существовавшее ранее судопроизводство (за исключением преступлений против русских, православной веры, собственности и некоторых других). Местное население было освобождено от обязательной военной службы, активно участвовало в управлении краем. При этом многие должности замещались путём выборов. Политический надзор в городах, а также полицейские функции находились в руках местных жителей. В условиях нехватки воды лица из числа коренного населения осуществляли и контроль за ирригационными сооружениями, за распределением водных ресурсов. Как оседлые, так и кочевые жители края имели специальную систему народных судов, избираемых населением из жителей соответствующих волостей. Этот народный суд совершался публично и гласно. Следует отметить и тот факт, что с приходом российской власти в Среднеазиатский регион здесь заметно смягчилось уголовное законодательство, были отменены смертная казнь, телесные наказания за многие преступления. Были значительно снижены налоги.
Подобная политика во многом и объясняет то, что революционное движение в России имело своей базой вовсе не национальные районы империи, а великорусский центр, не только выступавший за политические и социальные перемены, но и не желавший далее жить в более угнетённом состоянии, чем жили люди в ряде национальных окраин империи.
Проверяем себя 1. Какие территории в Российской империи имели конституционное правление? 2. В каких частях Российской империи действовали парламенты? Каковы в этих регионах страны были полномочия императора? 3. Какие обстоятельства определили рост национального движения на Украине? Кого из идеологов и лидеров этого движения вы можете назвать? 4. Какое из национальных движений в России носило наиболее радикальный характер? С чем это было связано? 5. Чем вы можете объяснить ужесточение национальной политики при императоре Александре III? В чём это проявлялось? 6. В чём вы видите главные причины активизации национальных движений в России с конца XIX в.? Думаем, обсуждаем 1. В каких исторических условиях шла разработка проекта конституции для Польши? Почему именно эта часть империи получила конституционный порядок? 2. В какой мере работа по разработке конституции Польши приближала разработку конституции всей Российской империи? Какие факты свидетельствуют об этом? Перечислите их и отразите в схеме. 3. Напишите краткое эссе на тему «Конституционные проекты в Российской империи XIX в.». 4. Сравните конституционный строй Польши и Финляндии в царствование Александра I. В чём вы видите черты сходства и различия? Данные отразите в таблице. 5. Напишите реферат на тему «Украинское национальное движение в XIX в.». 6. Подготовьте сообщение на тему «Культура малых народов России в XIX в.» Работаем с источниками, выполняем задания1. Согласны ли вы с точкой зрения автора книги? Ответ аргументируйте. В равной ли мере это касалось всех империй того времени?
2. Составьте проект или проведите исследование на тему «Национальная политика в России и формирование национальных элит во второй половине XIX в.». 3. Согласны ли вы с точкой зрения что при любом развитии событий распад Российской империи был закономерным и объективным процессом? Приведите аргументы за и против этой точки зрения. Составьте таблицу. 4. На чём было основано утверждение автора документа? Согласны ли вы с ней? Какие проблемы предстояло решать власти для того, чтобы избежать развития событий, предсказываемых автором письма?
<<< К началу параграфа Следующий параграф >>>
|
|
|