Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 2. Древнерусское государство

§ 6. Образование Древнерусского государства: современные дискуссии

Давайте вспомним

    Какие существуют точки зрения на проблему образования Древнерусского государства

Попробуйте

    Отметить на контурной карте основные центры Древнерусского государства и места расселения основных племенных союзов

Причины и этапы образования Древнерусского государства

Образование государства — это очень длительный процесс, который не может быть обозначен какой-либо конкретной датой. Этот процесс проходит в своём развитии несколько этапов.

Объединение восточнославянских племенных союзов в единое государство диктовалось прежде всего внешнеполитическими причинами. Освобождение от владычества хазар, противодействие варяжской агрессии, ликвидация серьёзнейшей угрозы, нависшей над Русью с появлением в южных степях печенегов, организация совместных походов на Византию, страны Востока — вот задачи, которые в той или иной степени касались всех восточных славян.

Первоначально несколько племён, проживающих на соседних территориях, создавали территориально-политические объединения с общими органами управления, которые условно можно определить как «племенные княжения». По свидетельству «Повести временных лет», княжения существовали в землях древлян, дреговичей, полочан и т. д. Во главе этих первых политических образований стояли вожди-князья.

Противоречивые версии существуют по поводу появления княжения у полян. В «Повести временных лет» читаем: «Поляне же жили обособленно и владели своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековицей, а Хорив — на третьей горе, прозванной по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев... И были те мужи мудры и смышлёны, и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве».

Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Традиционной в российской исторической науке является точка зрения, согласно которой первые киевские князья принадлежали к местной Полянской знати, т.е. у полян было своё княжение, которое после смерти братьев было ликвидировано хазарами.

В IX в. восточные славяне создали несколько княжений, во главе которых стояли «призванные» варяжские князья. Наиболее крупным из них было объединение сло- вен, части кривичей и финноязычных племён в районе озера Ильмень.

Документ
Из «Повести временных лет»

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Различные интерпретации данного летописного отрывка породили споры между норманистами и антинорманистами. Норманисты утверждали, что так как первыми князьями на Руси являлись иностранцы — скандинавы (норманны), то они и создали здесь государство, и даже своё имя Русь (Россия) наша страна получила от скандинавов-русов.

Антинорманисты, отстаивая идею зарождения восточнославянской государственности на местной основе, пытались доказать славянское или балтское происхождение первых русских князей.

Большинство современных историков признают скандинавские корни Рюрика, Трувора и Синеуса, но обращают внимание на то, что князья-инозем- цы не создали на Руси никаких новых политических структур. Здесь издавна действовало межплеменное собрание — вече (именно оно и пригласило варягов). Славянам известна была и княжеская власть, функции которой закреплялись на вече. Князья выполняли свои обязанности, опираясь на помощь вооружённых отрядов — дружины.

Призвание иноплеменников в качестве главы государства являлось в древности и в Средние века обычной практикой для многих народов. Данный факт свидетельствует о том, что пригласившие Рюрика племена осознали общность своих интересов. Ведь существовавший у них порядок управления нёс в себе потенциальную угрозу межплеменных конфликтов. Избираемые на вече князья и другие должностные лица могли проводить политику, считаясь в первую очередь с интересами своего племени. Приглашённый «чужеземец» при принятии решений должен был учитывать интересы всех субъектов межплеменного союза.

Согласно «Повести временных лет», бояре Рюрика Аскольд и Дир отпросились в поход на юг. Дойдя до Киева и узнав, что город платит дань хазарам, они освободили киевлян от хазарской зависимости и стали править в нём. Некоторые историки считают, что Аскольд и Дир не являлись боярами Рюрика, а действовали самостоятельно. Придя в землю полян, они поступили на службу в Киев, взяв обязтельства со своей дружиной защищать город от других врагов (прежде всего хазар). Возможно, что князья не являлись современниками и Дир правил позже Аскольда.

Во второй половине IX в. соперничество между «Севером» и «Югом» усилилось. Северные князья стремились взять под свой контроль и южную часть торгового пути «из варяг в греки». Эта борьба закончилась победой «Севера», когда в 882 г., согласно «Повести временных лет», преемник Рюрика Олег захватил Киев и сделал его столицей государства, объединившего северные и южные земли восточных славян. По пути северный правитель закрепился на земле кривичей (Смоленск). В 883 г. он победил ближайших соседей полян — древлян, а также подчинил себе северян и радимичей, освободив их от хазарской дани. В результате к X в. сложилось единое государство восточных славян, занимавшее значительную часть территории Восточной Европы.

Некоторые историки считают, что Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, вступая в брачные связи с местным населением и сливаясь с ним уже в следующем поколении. И если русью ещё в первой половине X в. именовали княжескую дружину и ближайшее окружение киевского князя, то в последующем произошло перерастание социального значения этого термина в этническое. Русскими стали называться все жители восточнославянского государства со столицей в Киеве. В это же время складываются понятия «Русская земля», «Русь».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Древнерусское государство складывалось на основе определенного договора между восточнославянскими племенными объединениями и пришлыми князьями с профессиональной военной дружиной. Важнейшей чертой этого договора была его осознанность и добровольность. При этом князья-варяги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включались в проходившие здесь процессы государствообразования, т. е. государство создавалось на местной (автохтонной) основе.

Продолжение параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru