Главная >> История России. 10 класс. Данилов

Глава 2. Древнерусское государство

§ 9. У истоков древнерусского крестьянства (окончание)

Структура земледельческого населения в X — начале XIII в.

Изменение в характере землевладения влекло за собой и усложнение общественной структуры. И хотя княжеских и боярских владений было ещё немного, но их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину.

Постепенно в сельской местности появлялись люди, которые по различным причинам (неурожай, засуха, военные разорения) теряли собственное хозяйство. Они за взятые у господина в долг деньги либо за помощь в поддержании своего пошатнувшегося хозяйства (ссуда семенами, предоставление тяглого или молочного скота) обязывались выполнять сельские работы на своего господина — обрабатывать землю, косить сено, собирать урожай, ухаживать за скотом, выполнять другие работы. Такие люди назывались рядовичи (они заключали с хозяином ряд — договор) или закупы (они брали у хозяина купу — долг). Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора или вернут долг.

Много статей Русской Правды посвящено рабам, фигурирующим под названием челядь или холопы. Среди историков нет единого мнения по поводу содержания данных терминов. Многие дореволюционные и советские историки не видели в них никакого различия, полагая, что в челяди и холопах на Руси X—XII вв. следует усматривать рабов. Часть историков склоняются к тому, что «челядь» — термин более раннего периода, который употреблялся наравне с новым названием «холоп». При этом некоторые из них полагают, что челядином на Руси традиционно именовали раба, а более поздним термином «холопы» — феодально-зависимое население. Известный историк В.В. Мавродин считал, что и челядин, и холоп являются рабами, но различного происхождения. Челядь — это пленники, захваченные во время войн. Со второй половины XI в. появляется новая разновидность рабства — холопство. Холоп, в отличие от челядина, это раб местного происхождения.

Особенности положения холопа объясняются, по-видимому, тем, что в холопы шёл зачастую свободный человек. Исчерпывающие данные об источниках холопства содержатся в Русской Правде. Это и самопродажа, и женитьба на рабе «без ряду», и «тиуньство без ряду». Холопом становился сбежавший или проворовавшийся закуп.

Если в X в. рабов в основном вывозили на византийские и восточные невольничьи рынки, то уже с XI—XII вв. труд челяди стал использоваться в княжеских и боярских вотчинах.

Предметом научных дискуссий остаётся содержание понятия смерд. Высказываются самые различные предположения — от общего, собирательного термина для обозначения феодально-зависимого населения Древней Руси до отождествления смердов со свободными крестьянами-общинниками. Часть историков считают, что смердами называли крестьян, несущих те или иные повинности в пользу князя, и противопоставляют им свободных земледельцев и ремесленников, объединявшихся в общины, — людей.

Как бы то ни было, несмотря на значительный рост различных категорий зависимого населения, подавляющая часть народа в домонгольской Руси продолжала сохранять личную свободу.

Проверяем себя

1. Какие формы земельной собственности существовали в Древнерусском государстве? Какая из них была ведущей?

2. Каковы особенности княжеского хозяйства в X—XI вв.? Какими обстоятельствами они обусловливались?

3. Какими путями создавалась крупная земельная собственность в Русском государстве X—XII вв.?

4. Какие обстоятельства способствовали пробуждению интереса к земле у русских правителей в конце XII—начале XIII в.?

5. Каковы были особенности социальной структуры Древнерусского государства?

Думаем, обсуждаем

1. Можно ли считать, что землевладение в Древнерусском государстве имело феодальный характер?

2. Подумайте, чем положение закупа или рядовича отличалось от положения крепостного крестьянина.

3. Чем рабовладение в Древнерусском государстве отличалось от античного рабства?

4. Как вы думаете, какие факторы препятствовали росту крупной земельной собственности в Древнерусском государстве?

5. Какие обстоятельства замедляли процесс классообразования в Древнерусском государстве?

Работаем с источниками, выполняем задания

Прочитайте выдержки из источника и заполните таблицу «Социальные отношения в зеркале Русской Правды».

Работаем с источниками, выполняем задания

Документ

1. Если человек убьёт человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и Словении, то положить за него 40 гривен...

10. Если же человек пихнёт человека от себя или к себе, то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идёт к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трёх дней не вернут (прежнему господину), то, опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему...

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдёт холопа побитый им человек, пусть его убьёт...

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесённую им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно; а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме, или (за кражею) лошади, или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего сёлами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром, (платить) 3 гривны, а за смердьего — 2 гривны...

29. А если (кто-либо) уведёт чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему...

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника — 12 гривен.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

???????@Mail.ru